Ирина Пещерова
Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее»
В. А. Сухомлинский
Россия, Родина, родной край. До боли знакомые каждому человеку слова. Печально, что для многих сегодня они теряют истинное значение. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», мы всерьез задумываемся о том, каким вырастет современное поколение. В духовно-нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции. Сегодня в жизнь ребенка часто входят образы, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, воспитателям, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям (из опыта работы)» размещена в разделах
Для реализации поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы использовали проект «Моя малая Родина», цель которого состояла в том, чтобы заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Были выделены следующие приоритетные задачи:
Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Нам очень приятно, что многие родители понимают это, и в своей работе мы стараемся создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его семьи, ребенка. Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ». Это позволило спланировать дальнейшую деятельность и выделить основные направления работы:
Духовно – образовательные,
Культурно – познавательное,
Нравственно-экологическое воспитание,
Нравственно-эстетическое,
Нравственно – трудовое.
Гипотеза проекта:
Использование педагогами и родителями ДОУ средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Ожидаемые результаты.
для детей:
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
формирование чувств национального достоинства;
развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию;
Сотрудничество с социальными партнерами;
Создание информационной аллеи «Их именами названы школы и улицы посёлка».
для родителей:
реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Реализация в работе основных направлений:
«Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».
Не менее важным условием нравственно-духовного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители и т. д. Приняли участие в праздничном поздравлении на день пожилых людей в художественно -краеведческом музее. Особенно любимы детьми «Встречи с интересными людьми», где их гостями бывают родители, которые представляются детям в ином виде – как профессионалы своего дела, интересные люди. Например, гостями нашей группы был папа – сотрудник полиции. Такие встречи обогащают знания детей о профессиональной деятельности взрослых, расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей
«Культура и традиции»
Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музея помогают детям получить представление о разных видах народного искусства. Знакомим детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Косвенно это способствует развитию у детей вкуса и бережного отношения к творениям человеческих рук. Закрепляем эти чувства, организовывая в группах выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Мастерицы!» ко дню Матери, «Елочка – красавица!» и т. д. Совместные выставки вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми, а также способствует активному включению родителей в процесс духовно - нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».
«Я и Родина».
Знакомство дошкольников с родным посёлком, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой– подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей, посещение художественно-краеведческого музея, краеведческого музея и детскую библиотеку. Была проведена игра-викторина «С днем рождения, Таврический район!», посвященная 82-ой годовщине со дня образования Таврического района. Воспитывая у детей любовь к своему поселку, подводим их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.
«Этих дней не смолкнет слава».
Традиционно патриотизм – одна из неотъемлемых черт духовно – нравственной личности. Мы проводим беседы, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в параде на 9 мая и возложение цветов к памятнику ВОв. В преддверии годовщины Великой Победы активно участвовали в реализации проекта «Помню, горжусь!». Дети выезжали с концертом, посвящённым празднованию Дня Победы, в БСУСО «Таврический Дом Интернат», где читали стихи, пели песни, танцевали. А на память подарили поделки, сделанные своими руками. Приобщение ребенка к культуре и истории своего народа, к отечественному наследию, воспитывает уважение и гордость за свою Родину. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
«Перо - добродетель»
Считается, что восприятие красоты и добра идет в единстве. Человек, который тянется к прекрасному, никогда не совершит аморального поступка. Дошкольники эмоционально более открыты, поэтому более тонко воспринимают картины, театральные постановки, прослушивание сказок, спектакли, раскрывающие нравственные поступки, моральный облик. Расширяем кругозор детей через приобщение их к устному народному творчеству. Знакомим с народными сказками, пословицами, поговорками, народными приметами. Театрализованные постановки и литературные произведения позволяют наиболее остро продемонстрировать антисоциальные качества человека. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, затем показывают для младших групп театрализованные представления, вовлекая малышей в различные игровые моменты. Кроме того, программа духовно-нравственного воспитания подразумевает посещение театров, музеев, выставок, встречи с местными поэтами, так, например, состоялась встреча детей с Чепурко Ириной Александровной, и такая встреча была плодотворна как для неё, так и для нас. Ирина Александровна помогла с публикацией сборника стихов для детей воспитателю Кузменко Валентине Николаевне.
«Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего поселка. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал.
«Педагогическое сопровождение семьи».
В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Существует немало форм организации совместной работы воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведения в детском саду конкурсов, развлечений, праздников среди родителей, среди родителей и сотрудников. В детском саду традиционно отмечаются Новый год, 8 Марта, 23 февраля. Праздники: «День рождения Осени», «Праздник елки»; досуги: «Вместе с мамой», «Широкая масленица»; развлечения: «Зимние забавы», «Мама – солнышко моё», «Папа может все, что угодно!», игра-викторина «По страницам любимых сказок» и др. В них принимали участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей.
Ежегодно наши воспитанники участвуют в районных конкурсах. Регулярно выступают, на районных мероприятиях принимают активное участие в выставках рисунков в художественной галерее, в выставках поделок в краеведческом музее, в различных конкурсах, где занимают призовые места. Тесно сотрудничаем с «Центром молодежи». Участвовали в конкурсе «Папа, мама, я – молодая спортивная семья», «Туристическая семья» и т. д.
Заключение:
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, посёлку, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.