Приложение МААМ

Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям (из опыта работы)

Ирина Пещерова
Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее»

В. А. Сухомлинский

Россия, Родина, родной край. До боли знакомые каждому человеку слова. Печально, что для многих сегодня они теряют истинное значение. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», мы всерьез задумываемся о том, каким вырастет современное поколение. В духовно-нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции. Сегодня в жизнь ребенка часто входят образы, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, воспитателям, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям (из опыта работы)» размещена в разделах

Для реализации поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы использовали проект «Моя малая Родина», цель которого состояла в том, чтобы заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Были выделены следующие приоритетные задачи:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Нам очень приятно, что многие родители понимают это, и в своей работе мы стараемся создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его семьи, ребенка. Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ». Это позволило спланировать дальнейшую деятельность и выделить основные направления работы:

Духовно – образовательные,

Культурно – познавательное,

Нравственно-экологическое воспитание,

Нравственно-эстетическое,

Нравственно – трудовое.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями ДОУ средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Ожидаемые результаты.

для детей:

обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

формирование чувств национального достоинства;

развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию;

Сотрудничество с социальными партнерами;

Создание информационной аллеи «Их именами названы школы и улицы посёлка».

для родителей:

реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

Реализация в работе основных направлений:

«Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».

Не менее важным условием нравственно-духовного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители и т. д. Приняли участие в праздничном поздравлении на день пожилых людей в художественно -краеведческом музее. Особенно любимы детьми «Встречи с интересными людьми», где их гостями бывают родители, которые представляются детям в ином виде – как профессионалы своего дела, интересные люди. Например, гостями нашей группы был папа – сотрудник полиции. Такие встречи обогащают знания детей о профессиональной деятельности взрослых, расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей

«Культура и традиции»

Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музея помогают детям получить представление о разных видах народного искусства. Знакомим детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Косвенно это способствует развитию у детей вкуса и бережного отношения к творениям человеческих рук. Закрепляем эти чувства, организовывая в группах выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Мастерицы!» ко дню Матери, «Елочка – красавица!» и т. д. Совместные выставки вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми, а также способствует активному включению родителей в процесс духовно - нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».

«Я и Родина».

Знакомство дошкольников с родным посёлком, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой– подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей, посещение художественно-краеведческого музея, краеведческого музея и детскую библиотеку. Была проведена игра-викторина «С днем рождения, Таврический район!», посвященная 82-ой годовщине со дня образования Таврического района. Воспитывая у детей любовь к своему поселку, подводим их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

«Этих дней не смолкнет слава».

Традиционно патриотизм – одна из неотъемлемых черт духовно – нравственной личности. Мы проводим беседы, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в параде на 9 мая и возложение цветов к памятнику ВОв. В преддверии годовщины Великой Победы активно участвовали в реализации проекта «Помню, горжусь!». Дети выезжали с концертом, посвящённым празднованию Дня Победы, в БСУСО «Таврический Дом Интернат», где читали стихи, пели песни, танцевали. А на память подарили поделки, сделанные своими руками. Приобщение ребенка к культуре и истории своего народа, к отечественному наследию, воспитывает уважение и гордость за свою Родину. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

«Перо - добродетель»

Считается, что восприятие красоты и добра идет в единстве. Человек, который тянется к прекрасному, никогда не совершит аморального поступка. Дошкольники эмоционально более открыты, поэтому более тонко воспринимают картины, театральные постановки, прослушивание сказок, спектакли, раскрывающие нравственные поступки, моральный облик. Расширяем кругозор детей через приобщение их к устному народному творчеству. Знакомим с народными сказками, пословицами, поговорками, народными приметами. Театрализованные постановки и литературные произведения позволяют наиболее остро продемонстрировать антисоциальные качества человека. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, затем показывают для младших групп театрализованные представления, вовлекая малышей в различные игровые моменты. Кроме того, программа духовно-нравственного воспитания подразумевает посещение театров, музеев, выставок, встречи с местными поэтами, так, например, состоялась встреча детей с Чепурко Ириной Александровной, и такая встреча была плодотворна как для неё, так и для нас. Ирина Александровна помогла с публикацией сборника стихов для детей воспитателю Кузменко Валентине Николаевне.

«Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего поселка. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал.

«Педагогическое сопровождение семьи».

В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Существует немало форм организации совместной работы воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведения в детском саду конкурсов, развлечений, праздников среди родителей, среди родителей и сотрудников. В детском саду традиционно отмечаются Новый год, 8 Марта, 23 февраля. Праздники: «День рождения Осени», «Праздник елки»; досуги: «Вместе с мамой», «Широкая масленица»; развлечения: «Зимние забавы», «Мама – солнышко моё», «Папа может все, что угодно!», игра-викторина «По страницам любимых сказок» и др. В них принимали участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей.

Ежегодно наши воспитанники участвуют в районных конкурсах. Регулярно выступают, на районных мероприятиях принимают активное участие в выставках рисунков в художественной галерее, в выставках поделок в краеведческом музее, в различных конкурсах, где занимают призовые места. Тесно сотрудничаем с «Центром молодежи». Участвовали в конкурсе «Папа, мама, я – молодая спортивная семья», «Туристическая семья» и т. д.

Заключение:

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, посёлку, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Обобщение опыта работы по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста: на примере работы кружка «Знайка»Обобщение опыта работы по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста: на примере работы кружка «Знайка» Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей к истокам народной культуры» Подготовила и составила :Воронина Оксана Сергеевна. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка--- 3 с. 2. Содержательный раздел 2.1 Цели.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре» Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным традициям через организацию и проведение праздников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка» Муниципальные Рождественские.

Сотрудничество семьи и образовательной организации как способ приобщения ребёнка к духовно-нравственным ценностям Сотрудничество семьи и образовательной организации как способ приобщения ребёнка к духовно-нравственным ценностям. Святое дело – душу воспитать,.

Приобщение детей к техническому творчеству (из опыта работы) Специфика дополнительного образования заключается в том, что воспитанники сами вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям (из опыта работы)
Опубликовано: 29 июня 2017 в 18:43
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пещерова (УИ 479925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД