Ирина Голубева
Опыт работы «Приобщение дошкольников к народной культуре в разных видах музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение дошкольников к народной культуре в разных видах музыкальной деятельности»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»
Д. С. Лихачев
Публикация «Опыт работы „Приобщение дошкольников к народной культуре в разных видах музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Моя работа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского языка. Она основана на формировании чувства причастности детей к наследию прошлого. Я знакомлю детей с истоками народной культуры с традициями народа, его жизнью.
Изучаем устное народное творчество, песенное творчество, изучаем многообразие старинных музыкальных инструментов, плясок, хороводов. Рассматриваем быт русского народа, одежду, которую носили наши предки. Одним из самых ярких результатов работы являются народные праздники, где дети, родители и педагоги показывают все то, что узнали в ходе занятий.
Актуальность
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Дети должны знать, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.
Задачи:
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музыцирования;
- Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры,
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Предварительная работа:
- Разучивание русских народных хороводов, песен, рождественных колядок, весенних закличек;
- Разучивание с детьми плясовых элементов народного танца и хороводных перестроений;
- Знакомить детей с народными обычаями и обрядами, укладом жизни и бытом, русскими народными костюмами;
Проведение календарных и фольклорных праздников: «Осенины», «Праздник урожая», «Колядки», «Масленица», «Яблочный спас» и другие.
Оборудование: Русские народные костюмы, народные музыкальные инструменты: ложки, трещетки, Оформление зала в русском народном стиле: русская печь, изба, русская домашняя утварь, русские народные платки, самовар и т. д.
Планируемые результаты: Реальными показателями экспериментальной работы будут являться: повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия; повышение интереса и уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины; разработка, внедрение и распространение технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества; повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.
Создание развивающей среды
Мини – музей
Наша изба ровно тепла.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.
Печь греет и варит,
Печет и жарит.
Она накормит, обсушит
И порадует душу.
Хлебом - солью привечаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Музыкальный уголок
Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к занятиям музыкой, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми, поэтому этой работе в ДОУ уделяется большое внимание.
В работе применяю разнообразные методы и приемы:
- показ иллюстраций, игрушек,
- использование музыкально – дидактических игр,
имеется большая база детских музыкальных инструментов.
- Занимаемся устным народным творчеством.
- В центре краеведения показываю детям предметы быта.
- Показывая детскую люльку, разучиваем колыбельные песни.
В процессе поиска эффективных методик для эмоционального и творческого развития детей меня заинтересовала музыкально – педагогическая система «элементарного музицирования» Карла Орфа, и я стала использовать ее элементы, как обязательный компонент непосредственно образовательной деятельности.
Я в своей работе опираюсь на разработанные Орфом упражнения, песенки, которые можно изменять, варьировать или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать. Дети с большим удовольствием играют на нетрадиционных музыкальных инструментах, иллюстрируя музыкальный рисунок музыкального произведения.
В старшем дошкольном возрасте я с детьми провожу беседы на следующие темы – «Звуки вокруг нас», «Что ты слышишь?», «В этом мире все поет».
Дети совершенствуя тембровый и звуковысотный слух, различают шумовые и музыкальные звуки. Например в игре «Веселый старичок», «Дедушка шум», «Чашки и блюдца», «Пошуршу, да постучу», «Шапка да шубка» и др.
Развивая воображение и образное мышление дети активно участвуют в играх «Найди похожий звук», «Повтори, что слышишь ты». Для развития чувства ритма я провожу игры: «Следы зверей», «Повтори ритм», «Волшебные палочки» и др.
При разучивании музыкально- дидактических игр, потешек, маленьких стихотворений мной проводится работа над выразительностью речи: громко – тихо, быстро – медленно, высоким или низким тембром голоса.
Одним из способов реализации элементарного музицирования с дошкольниками являются пальчиковые игры, которые я также использую во время непосредственно образовательной деятельности с детьми. Пальчиковые игры – хорошие помощники и для того, чтобы развить координацию движений.
В работе я использую следующие пальчиковые игры: «Где мой пальчик», «Строим домик», «Птички», «Здравствуй солнце золотое», «Смехота», «Жучки» и др.
Заключение
Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа.