МААМ-картинки

«Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников». Практическая часть

Екатерина Новокрещенова
«Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников». Практическая часть

Практическая часть

(часть первая)

Объектом исследования стали 20 детей старшего дошкольного возраста, воспитанники группы «Гусельки» МКДОУ №159 города Кирова. В педагогическом эксперименте принимали участие дети 2-х подгрупп старшей группы, возраст 5-6 лет. В каждой подгруппе по 10 детей, одна из них стала экспериментальной, вторая – контрольной. Группы идентичны друг другу по уровню развития связной речи.

Публикация «„Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников“, Практическая часть» размещена в разделах

Методический аппарат экспериментального исследования представлен методикой С. Е. Большаковой в пособии «Логопедическое обследование ребенка». Эта методика используется мной в течение двух лет, позволяет достаточно точно определить уровень развития связной речи.

Проанализировав психолого-педагогические источники и результаты первичной диагностики, мы выделили наиболее характерные для высказываний детей ошибки: нарушение целостности и последовательности изложения; нарушение внутреннего программирования связных высказываний; низкая информативность; трудности в языковой реализации замысла.

Изучив проблему, для успешной работы по обучению детей рассказыванию, поставили перед собой следующие задачи:

- использовать для составления рассказов не картины, а продукты деятельности детей (рисунки, скульптуры, аппликации детей);

- развивать у детей мотивационно-побудительную сферу, интерес к процессу составления, придумывания рассказа;

- учить детей анализировать наглядную ситуацию, изображенную на рисунке (выделять основные предметные компоненты сюжета — предметы, объекты, устанавливать пространственные и причинно-следственные связи и их взаимодействие);

- продолжать учить детей планировать свое речевое высказывание;

- продолжать учить детей устанавливать смысловые связи между отдельными предложениями, закрепляя представления детей о рассказе;

- формировать умение последовательно, четко и логично оформлять свое высказывание в виде рассказа;

- продолжать работу по формированию лексико-грамматических средств языка.

Данные полученные в результате анализа послужили основой спроектированных интегрированных занятий, создающих благоприятные условия для развития связной речи у старших дошкольников.

Интегрированные занятия продуктивной деятельностью были направлены на формирование правильной устной речи детей, своевременное развитие всех ее сторон : словаря, звукопроизношения, грамматического строя, связной речи.

В течение месяца занятия продуктивной деятельностью с детьми экспериментальной группы проводились по спроектированным нами конспектам. С детьми контрольной группы занятия проводились по конспектам, согласно программе ДОУ. (Приложение IV, V)

В процессе отработки содержания изобразительной работы ребенка в речевом плане проводились различные упражнения, предполагающие:

- называние предметов, действий, выполняемых различными персонажами рисунка;

- поочередное продолжение предложений, начатых взрослым;

- узнавание предмета или объекта по его описанию;

- составление предложений различных структур;

- самостоятельное описание отдельных предметов или объектов.

- сравнение предметов или объектов по существенным признакам и др.

Заключение

Анализ психологической, педагогической литературы, проведенный в исследовании, показал важность и необходимость развития связной речи в дошкольном детстве.

Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.

Таким образом, работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать рассказы описательного, повествовательного, творческого типа в ходе специального обучения на основе использования рисунков, аппликаций, скульптур. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог предлагает детям рассказать сверстникам о своих художественных работах, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний, их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста.

Предложенная система работы по составлению рассказов с опорой на рисунки, аппликации и скульптуры способствует успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.

Наблюдается качественное улучшение творческих детских работ, повышается уровень развития связной речи.

Публикации по теме:

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Выставка «Осторожно огонь» — детских рисунков по пожарной безопасностиВыставка «Осторожно огонь» — детских рисунков по пожарной безопасности Выставка "Осторожно огонь" - детских рисунков по пожарной безопасности была проведена с 21 по 31 января 2013г. в соответствии плана работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников». Практическая часть
Опубликовано: 25 августа 2014 в 11:25
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД