МААМ-картинки

Проект инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации

Фёдорова Дарья Владимировна
Проект инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации

Воспитатель первой квалификационной категории

Фёдорова Дарья Владимировна

Проект инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации

Пояснительная записка.

С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, а предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков.

Публикация «Проект инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Особого внимания, безусловно, требует организация учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время существует множество инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, одним из которых является инклюзивное образование.

Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Понятие «инклюзивное образование» раскрыто в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 27 ФЗ №273). Это «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Реализация инклюзивного образования предполагает создание условий, включающих:

- нормативно-правовые основы;

- программно-методическое сопровождение;

- обеспечение современными техническими средствами обучения;

- формирование толерантного отношения со стороны социума;

- повышение профессиональной компетентности педагогов.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для 2 широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный и устойчивый характер.

Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Инклюзия – это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.

Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу детей-дошкольников. Нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад – это место где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

К сожалению, ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов "настоящий" диагноз своих детей, поэтому в группах ДОУ воспитываются в дети с разными нарушениями развития. Естественно, эти дети испытывают трудности в социальной адаптации, в овладении навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. Таким образом, чем раньше начинается работа с «особым» ребенком, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование.

Инклюзивная образовательная среда реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе.

Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся.

Краткая аннотация проекта.

Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги ДОО освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность образования своих детей в дошкольном учреждении по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Воспитанники детского сада получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.

Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни детского сада, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов ДОУ, в состав которой войдут руководитель структурного подразделения, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.

Актуальность проекта.

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит…

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит? ….

Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих!

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.

Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха.

Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) будет организована кружковая работа различной направленности.

В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется :

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики

; - распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференция.

Цель и задачи проекта.

Цель: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических, социальных условий, обеспечивающих эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задачи:

1. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей).

2. Создание системной подготовки. переподготовки и повышении квалификации работников образовательного учреждения,занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Создать единую образовательную среду для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

4. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

5 Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольного образования;

6. Создать систему развития толерантности в окружающем социуме.

7. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных групп) для детей с ОВЗ.

8. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

материально-техническая база:

- здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 150 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- общего образования, включающее игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Музыкальный зал. Оборудована спортивная площадка, участки для прогулок детей;

- административно – бытовые (кабинет руководителя, старшего воспитателя, учителя-логопеда и педагога-психолога);

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски в музыкальном и группах.

Санузлы оборудованы перегородками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение, тревожная кнопка.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Питание детей организуется и осуществляется непосредственно в группе.

Группа оснащена современной мобильной мебелью, что позволяет более плодотворно организовывать учебный и творческий процесс.

Для реализации данного проекта в полной мере необходимо:

1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

В настоящее время дошкольное учреждение не в полном объеме обеспечено учебно-методическим комплексом. Данная проблема вполне разрешима в ходе реализации данного проекта.

2. Наличие кадрового состава.

Укомплектованность педагогическими кадрами 80%.

Имеют высшее образование – 4 педагога

Среднее специальное – 1

Из них:

Педагоги с высшей квалификационной категорией – 1

С первой категорией – 2

В настоящее время два педагога проходят аттестацию на первую квалификационную категорию. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Стратегия достижения поставленной цели.

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутридошкольного контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах два раза в год, заседаниях МО воспитателей, два раза в год на заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

• Первый этап (с 10.05.2022-29.07.2022) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

• Второй этап (с 01.08.2022-01.09.2022) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

• Третий этап (с 01.09.2022-30.05.2023) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» МБДОУ д/с №40 на 2022-2023 учебный год.

Мероприятия проекта направлены на создание инклюзивной модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в группе ДОУ и содержат следующие направления деятельности:

Создание вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Партнерское взаимодействие с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах учебно-воспитательного процесса.

Активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума и толерантной среды.

Создание учебно-методического комплекса и материально-технической базы.

В ходе реализации данного проекта образовательное учреждение сможет решить следующие задачи:

1. Обеспечить условия для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

2. Организовать образовательное развивающее пространство для всех и безбарьерную среду, позволяющую детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание.

3. Создаст условия для гармоничного всестороннего развития личности.

4. Сформирует толерантное сообщество детей, родителей, персонала и социального окружения.

5. Создаст возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

№ п/п Мероприятия Ответственные Сроки

1. Создание и организация инициативной группы по инклюзивному образованию Воспитатели группы, старший воспитатель Май 2022г.

2. Создание теоретической базы по проблемам инклюзивного образования (сбор материала об инклюзивном образование, ознакомление с научной и методической литературой, педагогическим опытом) Воспитатели группы Май-август 2022г.

3. Разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование в ДОУ Заместитель директора по УВР, старший воспитатель,

Воспитатели группы Август 2022г.

4. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы, беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка, наблюдение за поведением в группе Воспитатели группы, психолог, логопед В течение года

5. Разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Воспитатели группы, психолог, логопед Сентябрь 2022г.

6. Информационно-просветительская работа с педагогами и родителями: организация педагогических часов по проблемам инклюзивного образования в России :

«Особенные дети или проблемы организации инклюзивного образования в ДОУ»

«Что такое инклюзивная группа»

«Реализация проекта инклюзивного образования в рамках ФГОС» Воспитатели группы, педагог-психолог В течение года

7. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) с целью выявления детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам группы и их родителям. ПМПК В течение года

8. Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными образовательными маршрутами, расписанием коррекционных занятий Педагог-психолог, логопед Сентябрь – октябрь 2022г

9. Организация работы родительского комитета группы по формированию и развитию толерантного отношения к внедрению инклюзивной среды в группе Воспитатели группы, родительский комитет В течение года

10. Организация творческих конкурсов и досуговых мероприятий в группе «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»,

«Вместе весело шагать», «Мы - разные, но мы – равные» Воспитатели группы, родители В течение года

11. Участие в общешкольных и городских мероприятиях и конкурсах Воспитатели группы В течение года

12. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогов по организации и обеспечению инклюзивного образования Администрация В течение года

Практическая значимость результатов проекта.

1. Построение инклюзивной среды в группе обеспечит максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка.

2. Сформирует у всех участников образовательной деятельности такие общечеловеческие ценности, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества.

3. Предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.

4. В ходе организации инклюзивного процесса происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус.

5. Координируется деятельность всех участников образовательного процесса.

6. Обеспечивается информационно - методическое сопровождение семей детей с ОВЗ.

7. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

Реализация Проекта позволит :

1. Создать адаптивную образовательную среду для детей с ОВЗ в условиях ДОО для получения доступного качественного образования.

2. Обеспечить детей с ОВЗ формами дополнительного образования, соответствующими их физическому статусу.

3. Повысить социальную активность и уровень самореализации детей с ОВЗ.

4. Обеспечить процесс формирования толерантного отношения общества к детям с ОВЗ.

5. Установить партнёрство с муниципальными, государственными и общественными организациями.

6. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.

7. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.

8. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.

Заключение.

Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды ДОУ. Включение данной категории воспитанников в единый коллектив ДОУ на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач.

Создание в ДОУ инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности воспитанников. При этом дети обучаются в общеобразовательной группе и принимают активное участие в жизни ДОУ. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Список использованной литературы, а также рекомендуемой для самостоятельного изучения по инклюзивному образованию.

1. Ахутина, Т. В., Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. – М. : МГППУ, 2013. – 56 с. – ISBN 978-5-88923-357-2.

2. Варенова Т. В., Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями : учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М. : Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-91134-677-5.

3. Голиков Н. А., Ребё нок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 428 с. – ISBN 978-5-222- 23833-2.

4. Головчак Е. В., Дистанционное обучение детей с особенностями развития / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7. - С. 175-182.

5. Дубровская Т. А., Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин. – М. : РГСУ, 2014. – 364 с. – ISBN 978-5-7139-1135-5.

6. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. – М. : МозаикаСинтез, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-867-75937-7.

7. Инклюзивное образование : идеи, перспективы, опыт / Авт. -сост. Л. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-7057-2823-7.

8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб. -метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М. : Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Мои поделки в организации и в создании развивающей средыМои поделки в организации и в создании развивающей среды Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 16:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД