Папки-передвижки

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»

Наталья Казова
«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Наталья Анатольевна Казова

Почётный работник общего образования

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, вдруг правильно научиться читать и писать. Ведь овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, требующая определённой степени зрелости многих психических функций. Поэтому все дети, имеющие и не имеющие речевой патологии, проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок.

Мыслительные операции, участвующие при письме:

Публикация «„Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников“» размещена в разделах

1. Предшествует письму - замысел.

2.Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Эта операция состоит из двух ступеней:

•Ребёнок должен представить какие звуки должны быть записаны.

Определить последовательность звуков в слове.

3.Выбор букв- графем.

4. «Перешифровка» зрительных образов букв - графем в кинемы, то есть в систему последовательных движений, необходимых для записи.

Цель начального периода обучения грамоте - создание сложного единства, включающего чёткие представления об артикуляционном, акустическом, оптическом и кинестетическом образе слова. У детей с сохранным развитием всех компонентов речевой системы усвоение этого сложного единства происходит быстро. У детей, имеющих речевые нарушения, в той или иной степени страдают все операции, участвующие в процессе письма, что неизбежно приводит к серьёзным трудностям и ошибкам при овладении письменной речью.

Опытные логопеды, работающие с дошкольниками с нарушениями речи, по степени и характеру нарушений того или иного компонента речевой системы могут заранее предвидеть у кого из детей проявится тот или иной вид дисграфии.

Если у ребёнка имеются серьёзные нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков, то это неизбежно приведёт по выражению М. Е. Хватцева к «косноязычию в письме» или артикуляторно - акустической дисграфии.

Трудности при различении фонем близких по звучанию могут привести к акустической дисграфии (к смешению при письме свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, аффрикат и компонентов входящих в их состав: ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с и т. д.).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза возникает, когда ребёнок испытывает трудности при проведении фонематического и слогового анализа и синтеза, анализа слов в предложении, анализа предложений в тексте. Для неё характерны пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавления букв, пропуски и перестановки слогов и т. п. Согласно исследованиям А. Р. Лурия, дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза составляет 75% от общего числа дисграфий - это самый распространенный вид дисграфии.

Несформированность лексико - грамматического строя речи, когда ребёнок не усваивает принципы словоизменения, словообразования, различные виды согласования и управления слов приводят к аграмматической дисграфии.

Несформированность зрительно- пространственных функций приводит к оптической дисграфии(зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены и смешения графически сходных букв).

Коррекция дисграфий успешна при раннем её начале, а профилактика ещё более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии у детей путём устранения у них уже появившихся её предпосылок.

Специалист в области нарушений письменной речи у детей Людмила Георгиевна Парамонова, указывает, чтоналичие предпосылок дисграфии - это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция, которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Наличие предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь.

В работе «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» (СПб., Союз, 2001. Стр. 240) Л. Г. Парамонова указывает, что прежде, чем говорить о профилактике дисграфии, необходимо говорить о первичной профилактике непосредственно речевых нарушений.

По её мнению, профилактика нарушений речи строится на устранении из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Она выделяет два основных направления профилактики речевых нарушений:

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов:

– предупреждение ушибов головы;

– предупреждение заболеваний и детских инфекций;

– охрана органа слуха ребенка ;

– охрана органов артикуляции:

а) предупреждение рахита и появления аномалий костных частей речевого аппарата;

б) исключение сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна, что может привести к образованию перекрестного прикуса;

в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, (не имеется в виду возрастная смена зубов);

г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;

д) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет);

– охрана голосового аппарата;

– охрана нервной системы ребенка для предупреждения невротических речевых расстройств и в первую очередь заикания.

2. Забота о правильном речевом развитии ребенка:

– наличие благоприятного речевого окружения как образца для подражания:

– больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;

– медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;

– отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов;

– приучать ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, что способствует усвоению правильной артикуляции;

– создание ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно;

– полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком;

– занятия ритмикой, музыкой, пением,что способствует развитию правильного дыхания, гибкого и сильного голоса и предупреждает невнятность речи;

– развитие тонкой ручной моторики, играющей важную роль в овладении полноценной речью.

Другой специалист в области дислексии и дисграфии А. Н. Корнев («Нарушения чтения и письма у детей». - СПб. : Речь, 2003 – 336 стр., предлагает проводить первичную профилактику дисграфии и дислексии ещё раньше. По его мнению профилактика нарушений речи должна заключаться в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к этим нарушениям.А именно:

1) Меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, профилактика осложнений беременности и предупреждение родового травматизма.

2) Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

3) Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.

4) Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда.

5) При наличии билингвизма у ребенка, необходим выбор адекватных методов обучения грамоте.

6) Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.

Работа по предупреждению вторичных нарушений речи, то есть предпосылок возникновения дисграфии у детей должна быть направлена на целенаправленное развитие тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения письмом.

К мерам ранней профилактики дисграфии Л. Г. Парамонова относит:

•развитие дифференцированного слухового восприятия;

•развитие слуховой дифференциации звуков;

.развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

.обогащение словарного запаса и правильное формирование грамматического строя речи;

•развитие фонематического анализа и синтеза.

Профилактика дисграфии, по мнению А. Н. Корнева, заключается в следующем:

1) Своевременное выявление детей «группы риска» и проведение с ними коррекционно-профилактической работы.

2) Исправление фонетико-фонематических нарушений.

3) Формирование функционального базиса письма:

– развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой: звуковой стороны речи, слухового внимания, фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза);

– развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления ;

– формирование изобразительно-графических способностей (штриховка, обводка, дорисовывание незаконченных рисунков и др.);

– развитие сукцессивных способностей (упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений).

– развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

4) Дети из «группы риска» нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

Если объединить меры по коррекции предпосылок нарушений письменной речи, о которых говорили Л. Г. Парамонова и А. Н. Корнев, можно выделить следующие базовые направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля в деятельности).

5. Развитие всех сторон речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

В правильно организованной работе логопеда с дошкольниками с ОНР должны быть затронуты все направления профилактики дисграфии. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата.

Используемые источники:

1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб. : Речь, 2003 – 336с.

2. Логинова Е. А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л. С. - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 208с.

3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной - М. : Просвещение, 1968. - 367с.

4. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб. : Союз, 2001. - 240с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Коррекция мелкой моторики и графомоторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»
Опубликовано: 16 марта 2014 в 13:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Казова (УИ 192788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД