Папки-передвижки

Профилактика речевых нарушений игровыми средствами у детей дошкольного возраста

Наталья Созинова
Профилактика речевых нарушений игровыми средствами у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Профилактика речевых нарушений игровыми средствами у детей дошкольного возраста».

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей младших групп ДОУ.

• Создать условия для своевременного развития речи детей.

Презентация (слайд 1)

Публикация «Профилактика речевых нарушений игровыми средствами у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Созинова Наталья Валерьевна. Я учитель-логопед в детском саду № 432. Тема нашей встречи «Профилактика речевых нарушений игровыми средствами у детей младшего возраста».

(слайд 2)

Известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Но в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. С другой стороны, все чаще и чаще мы наблюдаем детей с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у малышей.

(слайд 3)

В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи : ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.

Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. Качественная реализация задач по профилактике звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста возможно только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия педагогов и специалистов.

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста (1-3 лет) :

1. Формирование моторной сферы:

• восприятие схемы тела,

• формирование пространственного чувства,

• упражнения для развития общей моторики,

• пальчиковые игры,

• упражнения на определение положения губ, языка, челюсти.

2. Развитие зрительно-моторной координации;

3. Развитие навыков самообслуживания.

4. Развитие высших психических функций:

• памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового);

• мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций,

• умения действовать целенаправленно,

• творческих способностей,

• формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой);

• обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

5. Развитие импрессивной речи:

• понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

• грамматических категорий и предложных конструкций (инструкций, вопросов, несложных текстов).

6. Развитие экспрессивной речи:

• лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.);

• фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

(слайд 4)

В возрасте 3–5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников.

Основные направления профилактической работы на данном этапе будут следующие:

1. Формирование фонематического слуха;

2. Развитие артикуляционной моторики;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие речевого дыхания.

Организация деятельности воспитателя и логопеда:

1. Выявление детей с нарушениями речи и наблюдение за речевым развитием.

Воспитатели должны знать:

• о возрастных закономерностях речевого развития;

• типичных нарушениях речи детей и причины, лежащие в основе.

2. Создание предметно-развивающей среды (речевые уголки, практический материал для организации речевых игр и занятий).

3. Создание активной речевой среды.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых – речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ, то важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды : правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.

С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста были подобраны и систематизированы игры и упражнения, направленные на:

а) развитие мелкой моторики пальцев рук;

б) развитие слухового внимания, восприятия;

в) развитие просодической стороны речи.

г) развитие артикуляционного аппарата;

д) уточнение звука или его вызывание по подражанию

(слайд 5)

а) Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически.

Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.

• Пальчиковая гимнастика.

• Кинезиологические упражнения.

• Игры с различными предметами.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость:

Предлагаем вам проделать пальчиковую гимнастику (слайд 6)

Репку мы сажали «Рыть» пальчиками в детской ладошке лунку.

Репку поливали Показать пальчиками, как льется вода из лейки

Вырастала репка Показать, как растет, выпрямлять постепенно пальчики.

Хороша и крепка Оставить ладони открытыми, а пальцы согнуть как крючочки

Тянем-потянем Крючочки левой и правой руки сцепить и тянут – каждый в свою сторону

Вытянуть не можем Потрясти кистями рук

Тянем-потянем, тянем-потянем!

Ух! Вытянули репку. Расцепили руки, потрясли кистями

(слайд 7)

б) Игры и упражнения на развитие слухового внимание, восприятия, фонематического слуха.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак.

Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:

Развитие слухового внимания: узнавание неречевых звуков — игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки; игры, направленные на восприятие ритма.

Развитие фонематического восприятия: различение по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игра «Три медведя». Различение близких по звуковому составу слов (танки — санки, бочка — дочка, тапки — шапки).

Очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Виды игр:

• Игры на угадывание не речевых звуков.

• Игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками).

(слайд 8)

в) Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).

Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие — тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе — к судорожной, нечеткой речи; неравномерный выдох — речь то громкая, то тихая. Нарушение речевого дыхания может быть как следствие: аденоидных разрастаний; общей физической ослабленности. Упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки (1-2 минуты).

«Загони мяч в ворота» : Вытягиваем губы вперед трубочкой. Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко. Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время необходимо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом. Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь:

«Эхо» : Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла, потопать ногой и т. д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.

(слайд 9)

г) Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения. Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи – работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут («Логопедические пятиминутки»). Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.

«Блинчик-Лопаточка» : Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполнять 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняют упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.

«Лошадка» : Улыбаемся, открываем рот. Необходимо пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Вкусное варенье» : Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону (1 вариант, а вперед-назад (2 вариант). Выполнять 6-8 раз.

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.

«Хоботок — Заборчик» : Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз.

(слайд 10-14) «Сказка о Веселом Язычке»

Например: дети младшего дошкольного возраста любят слушать сказки о «Веселом язычке» и я предлагаю одну из них.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»

Язычок гулять собрался открываем рот и показываем язык

Он умылся проводим быстро язычком по губам

Причесался несколько раз проводим язычком между верхними и нижними зубами, высовывая его

На прохожих оглянулся круговые движения язычком по губам

Вправо, влево повернулся язычок высовываем вправо и влево

Вниз упал язычок высовываем вниз

Наверх полез высовываем наверх

Ам, и в ротике исчез прячем язычок в ротик

Таким образом, процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция, слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, то есть создается база для успешного овладения родным языком. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература

1. Лямина Г. М., Развитие речи ребенка раннего возраста : метод. пособие. М. : Айрис-пресс, 2005.

2. Микляева Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ/ Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. М. : Айрис-пресс, 2005.

3. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – 2-е изд. М. ТЦ Сфера, 2006.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений игровыми средствами у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2024 в 10:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика речевых нарушений игровыми средствами у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Созинова (УИ 1128067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД