Лучший педагог года

Программа тифлопедагогического сопровождения детей с нарушением зрения от 3–7 лет в условиях ДОУ

Валентина Суханова
Программа тифлопедагогического сопровождения детей с нарушением зрения от 3–7 лет в условиях ДОУ

тифлопедагог : Суханова Валентина Георгиевна

Паспорт Программы

Наименование

учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребёнка - детский сад №11 «Подснежник»

Наименование

программы

«Программа тифлопедагогического сопровождения детей с нарушением зрения от 3-7 лет в условиях ДОУ»

Автор

Публикация «Программа тифлопедагогического сопровождения детей с нарушением зрения от 3–7 лет в условиях ДОУ» размещена в разделах

программы Учитель-дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ – ЦРР д/с №11 «Подснежник» Суханова Валентина Георгиевна

Нормативно-правовые разработки

программы • Конституция Российской Федерации;

• Федеральный закон от 29.12 2012 № 273 "Об Образовании в Российской Федерации";

• Конвенция о правах ребенка;

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 регистрационный № 30384 от 14.11 3013г. Министерства юстиции РФ;

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / под ред. Л. И. Плаксиной – М., 2003;

• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. 2014

• "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (Постановление от 15.05.2013 №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13");

• Устав учреждения.

Цель программы

создание тифлопедагогического сопровождения детей с нарушениями зрения от 3 до 7 лет в условиях комплексной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, реализации взаимодействия между коррекционно-педагогическим и лечебным процессами в тесной взаимосвязи всех участников медико-педагогического процесса.

Задачи программы

• формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

• комплексный психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

• дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, методики индивидуально-подгруппового обучения;

• система работы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и социально-бытовой адаптации детей с нарушением зрения;

• обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещение пособий и т. д.);

• развитие всех психических (познавательных) процессов;

• развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций,- формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

• преодоление недостатков физического развития;

• формирование у детей эмоционально-волевых, личностных качеств, навыков социально-адаптивного поведения;

• закрепить эффект лечения, снять побочные явления лечебного процесса, сформировать у детей устойчивое положительное отношение к лечебным процедурам, усилить эффект лечебно-воспитательной работы.

Принципы программы • учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

• комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

• модификация планов занятий при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;

• дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий и методики индивидуально-подгруппового обучения;

• обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;

• система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

• создание офтальмо - гигиенических условий в групповых комнатах, офтальмологическом кабинете и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.

Участники программы Воспитанники, педагоги, родители, врач – офтальмолог, сестра – ортоптистка.

Целевые ориентиры программы Целевые ориентиры образования в возрасте 3-4 лет.

Зрительное восприятие:

у ребенка формируются умения: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный); различать, называть и сравнивать величину предметов (большой - маленький); последовательно выделять основной признак объекта; группировать предметы по величине; соотносить изображения на картинке с реальным объектом по цветному силуэтному и контурному изображению;

Социально-бытовая ориентировка:

у ребенка формируются зрительные способности обследования предметов, выделение признаков и свойств предметов (форма, цвет, величина, и пространственное расположение); развивается умение устанавливать различия по величине, структуре материала (большой - маленький, твердый - мягкий); воспитывается интерес к труду взрослого, желание помогать; формируется умение зрительно узнавать и называть часто встречающиеся предметы; понимать обобщающие слова (овощи, фрукты, транспорт, домашние и дикие животные и т. д.); закрепляются знания об основных трудовых процессах; ребенок называет свое имя, фамилию, части тела, цвет волос, глаз;

Пространственная ориентировка:

ребенок различает правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела; ребенок употребляет слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела; закрепляются навыки ориентировки на собственном теле; ребенок учится ориентироваться в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя».

Целевые ориентиры образования в возрасте 4-5 лет.

Зрительное восприятие:

расширяются знания ребенка о сенсорных эталонах, закрепляются представления о системе сенсорных эталонов; расширяются умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования; у ребенка формируется умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов;

Социально-бытовая ориентировка:

расширяются представления ребенка о свойствах и качествах предметов реального мира; ребенок получает знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретает умения и навыки, которые позволяют успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения; закрепляются знания об основных трудовых процессах и порядке их выполнения; закрепляются знания делать выводы об увиденном из наблюдений за людьми;

Пространственная ориентировка:

ребенок овладевает знаниями о частях своего тела, у него формируется представление о пространственном расположении частей тела; закрепляется умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения; формируются навыки осязания в процессе предметно - практической деятельности.

Целевые ориентиры образования в возрасте 5- 6 лет.

Зрительное восприятие:

зрительно узнавать и называть часто встречающиеся предметы; выделять основные признаки и свойства предметов (форму, цвет, величину и пространственное расположение); подбирать и группировать предметы по цвету, величине, форме, назначению;

Социально-бытовая ориентировка:

понимать и применять обобщающие слова: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда; – выделять основные трудовые процессы и порядок их выполнения; – оказывать посильную помощь взрослым; – понимать значение труда взрослых в детском саду и бережно относиться к результатам труда взрослых; – наблюдать за людьми, их поведением на улице, за движением машин и делать выводы об увиденном; – выделять звуки на улице, ориентироваться на звук, подражать звукам;

Пространственная ориентировка:

называть и показывать части своего тела, определять и называть цвет глаз, понимать мимику лица; – свободно перемещаться в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.

Целевые ориентиры образования в возрасте 6-7 лет.

Зрительное восприятие:

зрительно узнавать и называть часто встречающиеся предметы; выделять основные признаки и свойства предметов (форму, цвет, величину и пространственное расположение); подбирать и группировать предметы по цвету, величине, форме, назначению;

Социально-бытовая ориентировка:

ребенок умеет выделять основные признаки предметов: цвет, величина, форма; сравнивает и группирует предметы по основным признакам; понимает обобщающие слова: мебель, посуда, одежда, животные; проявляет интерес к труду взрослых, знает профессии; умеет выполнять поручения взрослых; знает о сезонных изменениях в природе;

Пространственная ориентировка:

ребенок свободно ориентируется в направлении движения в пространственных отношениях предметами; выделяет парные противоположные понятия: «налево — направо», «вперед назад»; умеет передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы; ребенок определяет, где у стоящего перед ним правая и где левая рука, определяет стороны туловища куклы и др.

Публикации по теме:

Алгоритм сопровождения дошкольников с проблемами поведения в условиях ДОУ Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным.

Дидактические игры для детей с нарушением зренияДидактические игры для детей с нарушением зрения Дидактические игры для детей с нарушением зрения1. «Угадай чей силуэт?» Цель: развивать зрительное восприятие, зрительную память, целостное.

Консультация для родителей детей с нарушением зрения Консультация для родителей ребёнка с нарушением зрения. «Игры на прогулке» (коррекционные игры и упражнения). 1. Игры и упражнения, направленные.

Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ «Кризис 3 лет» Консультация для родителей: «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ. Кризис 3-х лет». В дошкольном.

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Развивающая программа по изобразительной деятельности детей 4–5 лет в условиях реабилитационного центра «Маленькие чудеса» Развивающая программа по формированию у детей 4–5 лет знаний умений и навыков изобразительной деятельности «Маленькие чудеса» Пояснительная.

Рисование песком детей с нарушением зренияРисование песком детей с нарушением зрения Введение Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения средствами физического воспитания в условиях ФГОС Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками).

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ладошки» для дошкольников 4–5 лет с нарушением зрения Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ для детей с нарушением зрения» Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа тифлопедагогического сопровождения детей с нарушением зрения от 3–7 лет в условиях ДОУ
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 16:48
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД