Получи документы

«Происхождение славянских праздников и их связь с природой» методическая разработка занятия

Анжелика Исмаилова
«Происхождение славянских праздников и их связь с природой» методическая разработка занятия
▼ Скачать + Заказать документы

«Происхождение славянских праздников и их связь с природой»

методическая разработка занятия по

дополнительной общеобразовательной общеравивающей

программе «Мой мир»

Занятие «Происхождение славянских праздников и их связь с природой» построено мною как тематическое и ориентировано на учащихся в возрасте 7-11 лет, первого года обучения. Рекомендуемый состав группы – от 11 до 15 человек.

Цель учебного занятия обобщить и систематизировать представления детей о происхождение славянских праздников и их связи с природой.

Публикация «„Происхождение славянских праздников и их связь с природой“ методическая разработка занятия» размещена в разделах

Задачи: Образовательная, воспитательная, развивающая

1. Формировать у детей познавательный интерес к культуре, обычаям и традициям своего народа.

2. Воспитывать у детей любовь к родному краю.

3. Развивать у детей творческие способности.

Тип занятия. Занятие направлено на обобщение пройденного материала.

Форма проведения занятия : групповая.

Основными методами занятия являются объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, диалогическое общение, наглядность и образность используемых материалов; эмоциональная насыщенность занятия, которая достигается благодаря использованию иллюстраций соответствующей тематики, музыки, литературы, наглядных пособий, настольные карточные игровые методики.

Занятие рассчитано на 1 академический час.

Оборудование и материалы:

• компьютер, презентация по теме.

дидактические игра: «Славянские праздники»,

• бумага, цветные карандаши.

План мероприятия:

1. Подготовительный

2. Организационный

3. Ход мероприятия

4. Рефлексия.

5. Заключительный этап

Ход занятия : «Происхождение славянских праздников и их связь с природой»

Организационный момент

Сегодня мы с вами побываем в гостях у наших предков – славян. Но в начале я хочу спросить: «Что такое праздник», «Традиция», «Обряд» ?

Во время работы мы обратились к словарю и выяснили значение слов:

Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого или чего-нибудь. Любой праздник сопровождается традициями и обрядами.

Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому

Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом).

- Сегодня мы с вами поговорим и поиграем на тему славянских праздников.

Основная часть

Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.

Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года.

Январь — Просинец

Февраль — Лютень

Март — Березень

Апрель — Цветень

Май — Травень

Июнь — Червень

Июль — Липень

Август — Серпень

Сентябрь — Вересень

Октябрь — Листопад

Ноябрь — Грудень

Декабрь — Студень

- А сейчас все внимание на экран.

1 слайд презентации

Славянские народы всегда старались жить в гармонии с природой и верили, что все земные процессы зависят от особых дат, которые были обусловлены астрономически.

Праздники у древних славян назывались днями силы. День Силы подразумевал под собой прилив определенных энергий на землю, причиной которому было то или иное положение Солнца и Луны.

Древние праздники не брались ниоткуда, как это бывает с некоторыми празднованиями в наше время, они отмечали пик определенной активности светила.

2 слайд презентации

Главными праздниками древних славян (днями Силы) были: Коляда (день Зимнего солнцестояния, Масленица (один из самых радостных и светлых праздников, который является продолжением праздника Коляда и символизирует приход весны, Великодень (праздник Весеннего равноденствия, праздник Летнего солнцестояния – Иваны –Купалы.

- Названия каких праздников вам известны, а про какие праздники вы слышите впервые?

3 слайд: Коляда

В самую короткую ночь перед днем зимнего солнцестояния, называемую Корочуном, принято было не спать. Люди верили, что силы тьмы и света сражаются между собой, поэтому они помогали светлым силам, призывая рождение Солнца, пели песни, водили хороводы, зажигали солнечные колесовидные символы.

В Корочун на столах славян присутствовал праздничный ужин, готовили священные блюда, среди которых и любимая многими кутя, и мед. Прежде чем начать праздничную трапезу, люди символически или хотя бы мысленно отпускали все, что должно было остаться в прошлом, отжившее и старое. Затем нужно было начать новый виток жизни и в дом вносили Дидух (большой ритуальный сноп колосков, который символизировал благословение силы Рода.

Как только наступало утро, люд шел по домам петь колядки, извещать всех о том, что силы света победили, и новое Солнце-Коляда родилось.

- А в наши дни когда колядуют? Какие колядки вы знаете?

4 слайд: Масленица

Известный до сих пор праздник масленица — очень древний, языческий. Масленица напоминала о приходе весны. Сжигание соломенного чучела, олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и состязаниями.

Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Масленица - называли еще и Комоедица. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога : приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю.

Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т. е. медведям). Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица - не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия.

Весеннее равноденствие - один из четырёх главных праздников года в древней Языческой Традиции, по сути это земледельческий Новый год.

Праздновать Масленицу - едва ли не самое весёлое время в году - начинали с понедельника. Каждый день имел собственное название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница - «тёщины посиделки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «прощёный день».

Масленицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.

Последние два дня праздника были исполнены всеобщего веселья. На льду озёр и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых.

В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» - старые, отслужившие своё Обереги или просто старое тряпьё с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра всё плохое и отжившее.

-А как принято отмечать Масленицу в наше время? Какие традиции сохранились? Что символизируют блины?

5слайд : Ивана Купалы (летнее солнцестояние)

Не менее значимый день Силы приходился на время, когда был самый длинный день в году и самая короткая ночь. На эту дату припадало, пожалуй, самое веселое и поистине волшебное празднование славян – Купайла (Ивана Купалы).

В самую короткую ночь храбрые душой люди отправлялись искать цветок папоротника. А еще на рассвете собирали целебные травы - считалось, что в это время они наполнялись наибольшей силой.

В наши дни актуальны многие купальские обрядодействия, вот только из-за смены календарей далеко не все знают, что эти магические действия стоит проводить в самые короткие ночи июня, а не 7 июля, как принято сейчас.

На Купайла принято было разжигать высокие кострища и прыгать через них для очищения, пускать венки по воде для ворожбы о будущем супружестве, встречать утром Купальское Солнышко для исцеления, для наполнения силой и здоровьем.

По завершению празднования Купайла с горы скатывают пылающее колесо в речную воду. Символически это означало, что теперь день будет становиться все короче и короче. Но главная суть колеса и речной воды не только в сокращении дня. Это символ Священного Союза: соединения сил огня и сил воды, союз сил неба и сил земли, мужского и женского начала.

В эти последние июньские дни земля начинает активно приносить плоды и фрукты, поэтому праздник зрелого Солнца-Купайла знаменует собой начало сбора урожая. В этот день творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы.

После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.

Физкультминутка. Представьте, что мы с вами на праздновании Купайла. Давайте попробуем прыгнуть через костер (Дети имитируют движения)

7 слайд: Овсень - Святовит (осеннее равноденствие)

Осенний праздник похож на весенний - день и ночь также равны между собой. В домах традиционно зажигался ритуальный свет. Для этого на почетное место ставили красиво украшенную большую свечу, которая будто наполняла жизнь светом, в то время как стареющее Солнце Овсеня уже не грело так горячо.

Осеннее священное время направляло людей на духовные размышления о смысле циклов природы, о том, что все возвратится на круги своя. В то же время разрешено было заниматься творческими ремеслами. На первый план в дни осеннего равноденствия выходило веселое празднование в честь урожая. Ведь как раз в это время «понемногу засыпающей земли» люди собирали последние ее дары, начинали проверять заготовки на зиму. Выпекали огромный каравай, как символ доброго урожая, и просили богов, чтобы на следующий год хлеб был, как минимум, таким же большим.

- А сейчас поиграем в игру «Славянские праздники» (Приложение)

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает картинки с изображением славянского праздника и соответствующих предметов и моментов праздника. Нужно рассказать о празднике подобрать нужные картинки.

Практическая часть.

Сегодня предлагаю вам нарисовать самый понравившийся славянский праздник.

Заключительная часть.

Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги.

- Ребята, о каких славянских праздниках вы узнали? Какие праздники сохранились до наших дней? В каких праздниках вы (ваша семья) принимали участие?

Публикации по теме:

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Методическая разработка интегрированного занятия «За безопасность вместе» Актуальность темы: Представленный материал поможет воспитателям организовать активное взаимодействие с родителями и детьми по закреплению.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна» для детей с ОВЗ 4 группыМетодическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна» для детей с ОВЗ 4 группы Цель: формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших.

Методическая разработка психологического занятия для детей подросткового возраста «Быть уверенным» Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения. Задачи: • развивать навыки самоанализа.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Методическая разработка занятия «Обереги семьи» в подготовительной группеМетодическая разработка занятия «Обереги семьи» в подготовительной группе изобилии современных игрушек кукла занимает важное место, помогая ребёнку осознавать роль человека в социуме, семье. Наши предки маленькую.

Методическая разработка занятия «Квиллинг. Будем знакомы!» для 2 классаМетодическая разработка занятия «Квиллинг. Будем знакомы!» для 2 класса Цель: формирование представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге; знакомство с понятием «квиллинг», вызвать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Происхождение славянских праздников и их связь с природой» методическая разработка занятия
Опубликовано: 28 июня 2021 в 03:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Происхождение славянских праздников и их связь с природой» методическая разработка занятия» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Исмаилова (УИ 1626539) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД