Приложение МААМ

Психологическая готовность дошкольника к школе

Тамара Сергеева
Психологическая готовность дошкольника к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическая готовность дошкольника к школе.

Психологическая готовность к школьному обучению – это главное на что должны обратить внимание все взрослые, которые окружают ребёнка – дошкольника.

Переход на новую ступеньку часто тревожит и детей, и родителей.

Публикация «Психологическая готовность дошкольника к школе» размещена в разделах

Если педагоги обращают внимание на техническую подготовку чтения и счёта, то у психологов иная задача : определить психологическую готовность к школьному обучению.

Когда ребёнок проявляет чрезмерную непосредственность в проявлении чувств, в своих намерениях, в поведении, а это, в свою очередь, ведёт к нарушению дисциплины. Если для ребёнка характерно преобладание игровых мотивов (хотя должно присутствовать уже желание, потребность освоения новых видов деятельности, отличных от игры). Иногда ребёнок выполняет задания только при условии повышенного к себе индивидуального внимания, при непосредственном обращении к нему. Все это составляющие социально-психологической, личностной неготовности.

Очень важно, чтобы ребёнок осознавал и принимал необходимость новой для него социальной позиции. Дома через беседу с ребёнком можно понять, готов ли он личностно. Это выражается в определённом отношении к школе, к учителю, к одноклассникам, в целом, к учебной деятельности. Следует отметить, что меняется самооценка. Если для дошкольника характерна завышенная самооценка («я хороший», то для будущего первоклассника характерно уже более взвешенное, адекватное мнение о себе («я не всегда хороший, так как балуюсь»). Собственное поведение уже оценивается критично, с пониманием, что не всё всегда делается «хорошо и правильно». Это свидетельствует о более высоком уровне развития нравственности.

На интеллектуальную неготовность обращается внимание тогда, когда ребёнок не может успешно выполнить задания, не понимает и не выполняет требований педагога, в отсутствии навыков практической деятельности.

Существуют определённые, уже довольно давно выверенные показатели, в рамках которых должны быть развиты основные психические процессы : любознательность, образные представления, память, внимание, воображение, мышление, речь. Должен быть сформирован определённый кругозор, запас конкретных знаний. Очень важно с дошкольниками, например, читать сказки, рассказывать потом по картинкам, беседовать. Чтобы ребёнок мог легко оперировать образами, понимал причинно – следственные связи, логические цепочки.

Если ребёнок не хочет идти в школу, выполнять требования учителя, соблюдать определённый режим, наблюдается неадекватная оценка своей деятельности, то тогда речь идёт об эмоционально-волевой неготовностиОсобенно стоит обратить внимание на то, как ребёнок умеет принимать наводящую помощь взрослых при выполнении заданий.

Всё описанное выше и есть основные составляющие психологической готовности к школьному обучению.

Практическая составляющая психологической подготовки к школьному обучению

Много современных разработок подготовки дошкольника к школьному обучению, касающихся развития как основных психических процессов, так и необходимых технических навыков, и умений, например, «Готовимся к школе с котом Матроскиным», «Большая книга упражнений для будущих первоклассников. Логика, воображение, внимание» и т. п. Что позволяет взрослым выбрать и значительно разнообразить задания для ребёнка. Ведь есть малыши, у которых сравнима с голодом тяга к знаниям, практической деятельности. А взрослому стоит лишь подкладывать.

С другой стороны, если у ребёнка наблюдаются какие – либо сложности в развитии того или иного психического процесса, то такое разграничение помогает на определённый отрезок времени сконцентрироваться именно на этом. И это особенно актуально в отношении технических умений, где большое значение имеют именно систематические упражнения.

На что стоит обратить внимание так это на задания, направленные на речевое развитие. Обратить внимание на универсальный инструмент сказки и алгоритм работы с ней с применением картинного материала, познавательные беседы. Всё это направлено на развитие у ребёнка способности выражать свои мысли, чувства. Все знают, как воспринимаются люди, которые не могут что – либо адекватно рассказать, объяснить.

В рамках познавательного развития особенно хорошо использовать тематические дни и недели – это способствует оптимальному усвоению информации. А со старшими дошкольниками особенно хороша проектная деятельность, опыты, эксперименты: здесь возникает огромная платформа для развития всех видов и операций мышления, активно подключается речь с необходимостью применения сложных предложений (ведь что – то постоянно надо объяснять); благотворно влияет на развитие внимания, памяти, воссоздающего и творческого воображения. Творческое воображение необходимо иметь не только в рамках художественно – эстетического развития – это важное составляющее научного мышления. Сложна, но интересна в связи с этим технология ТРИЗ – педагогики (теория решения изобретательных задач). Она, существенно меняет и стереотипы мышления взрослого.

Хорошо, если обучение будет построено и завязано именно на игровом сюжете. Это и мощный терапевтический эффект, так как способствует предупреждению психоэмоционального напряжения, снижению уровня тревожности, создаст необходимый радостный настрой от ожидания нового события в жизни, а также поможет проработать имеющиеся страхи. И вот тут, поможет театр. Выберите сказочные школьные сюжеты, определите, какой вид театра хотите использовать, подготовьте и проиграйте. В дошкольных учреждениях замечательно подходят сюжетно – ролевые игры.

Ребёнка необходимо предоставить возможность посещения дошкольных учреждений, кружков, секций, где он сможет попрактиковаться в общении, лучше понять, что мир, пусть на данном этапе это будет детский сад, школа и т. п., — это много людей с различными интересами, особенностями поведения. Помогите ребёнку в сложных ситуациях с выводами, решениями, с техникой построения конструктивного общения.

Нельзя упускать из виду того, что любое обучение в дошкольном возрасте должно быть интересно. Если не игра, то игровой сюжет и/или творчество (хорошо, если эти два компонента вместе). Например, хорошо при запоминании алфавита поискать буквы в песке, вылепить из пластилина, нарисовать (согласитесь, это гораздо интереснее, чем просто называть при показе). Песок, пластилин, глина, карандаши, краски – наиболее доступные инструменты для самовыражения, и, что важно, применение их весьма полезно.

Уделяйте много внимания обогащению сенсорного опыта (например, педагогическая технология М. Монтессори крайне полезна не только для малышей).

Есть удивительный принцип, которому стоит следовать и которого стоит придерживаться: «запоминается то хорошо, что необходимо на практике». Следовательно, читайте ценники в магазине, привлекайте ребёнка к разнообразной бытовой деятельности, вместе принимайте решения с рассматриванием различных вариантов (конечно, в рамках доступности понимания ребёнка). В конце концов, мы учим детей, чтобы они были адаптированы к жизни, так пусть она же, жизнь, и запускает необходимые механизмы!

Чудесно, когда ребёнок обладает ярко выраженной познавательной активностью, любознательностью и у него всё получается. Как правило, это встречается очень часто. При этом мы можем предлагать ребёнку разнообразные задания, расширять границы познания социального мира, куда входят разнообразные экскурсии, прогулки, посещение кружков, секций, а, в целом, следовать за волной насущного интереса ребёнка. И искренне радуешься, когда происходит именно так. При этом, кстати, всегда необходимо держать в поле зрения физическое развитие ребёнка.

Однако нередко встречаются и трудности. Пугаться и расстраиваться не стоит. Практика показывает, что, если подумать, всё взвесить, проконсультироваться, подобрать, организовать, то все трудности можно преодолеть.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей старших дошкольников «Психологическая готовность к школе» Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность дошкольника к школе
Опубликовано: 22 июля 2022 в 09:42
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность дошкольника к школе» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Сергеева (УИ 123944) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД