Получи документы

Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО(консультация)

Светлана Александровна Мажова
Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО(консультация)

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие).

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды (п. 3.1 ФГОС ДО).

Требования

Социальная ситуация развития

Образовательная среда

• Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

Публикация «Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО(консультация)» размещена в разделах

• Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

• Способствует профессиональному росту педагогических работников;

• Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

• Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Психолого – педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого –педагогические условия (п. 3.2.1 ФГОС ДО, которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

Психолого – педагогические условия

1. Уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей

3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия

8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей

П. 3.2.5 ФГОС ДО – условия соответствуют специфике дошкольного возраста и предполагают:

1. Обеспечение эмоционального благополучия:

- через непосредственное общение с каждым ребенком;

- через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей:

- через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья;

-развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешить конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников.

4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и боле опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития ребенка) :

- через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей;

- через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

-через оценку индивидуального развития детей.

4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Требования к развивающей предметно – пространственной среде в контексте с ФГОС ДО

П. 3.3 ФГОС ДО – развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста:

• В соответствии с особенностями каждого возрастного периода;

• Охраны и укрепления их здоровья;

• Учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п. 3.3.1 ФГОС ДО).

№ пп

Требования к развивающей предметно- пространственной среде

1

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

• Двигательную активность детей;

• Возможность для уединения (п. 3.3.2. ФГО ДО);

Реализацию различных образовательных программ;

• В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условий;

• Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• Учет возрастных особенностей детей (п. 3.3.3 ФГОС ДО)

2

Развивающая предметно- пространственная среда должна быть:

• Содержательно- насыщенной;

• Трансформируемой;

• Полифункциональной;

• Вариативной;

• Доступной;

• Безопасной (п. 3.3.4 ФГОС ДО)

3

Развивающая предметно – пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

• Социально – коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно- эстетическое развитие;

• Физическое развитие

4

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:

• В младенческом возрасте (2 мес. – 1 г) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами, познавательно- исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно- двигательные игры.

• В раннем детстве (1г-3г) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями, восприятие смысла музыки, стихов, сказок, рассматривание картинок, двигательная активность.

• Для детей дошкольного возраста (3г-8л) – игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная

Характеристика развивающей предметно – пространственной среды (п. 3.3.4 ФГОС ДО)

№ пп

Характеристика предметно – пространственной среды

Содержание

1

Насыщенность среды должна соответствовать:

• Возрастным возможностям детей,

• Содержанию Программы

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает:

• Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

• Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

• Возможность самовыражения детей

2

Трансформируемость пространства

Возможность изменения предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

3

Полифункциональность материалов

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

• Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности

4

Вариативность

• Наличие различных пространств, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

5

Доступность

• Доступность для воспитанников, в том числе для детей ОВЗ, детей – инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• Свободный доступ детей, в том числе с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• Исправность и сохранность материалов и оборудования

6

Безопасность

Соответствие всех элементов предметно – пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их пользования

Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с детскими видами деятельности

Направления образовательной деятельности

Вид помещений

Оснащение

Познавательно- исследовательская деятельность

Сенсорное развитие

Игровые комнаты групп

• Объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков и др.);

• Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

Познавательное развитие

Методический кабинет, игровые комнаты

• Объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитом, песком, коллекции);

• Образно – символический материал (наборы картинок, календари природы, карты, атласы, глобусы и т. д.);

• Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Формирование элементарных математических представлений

Игровые комнаты групп

• Объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша);

• Образно- символический материал (головоломки, лабиринты);

• Нормативно – знаковый материал (календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т. д.);

• Развивающие игры с математическим содержанием;

• Домино, шашки, шахматы

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Методический кабинет, игровые комнаты групп

• Образно – символический материал;

• Нормативно –знаковый материал;

• Коллекции;

• Настольно –печатные игры;

• Электронные материалы (видео –фильмы, слайды различной тематики);

• Справочная литература (энциклопедии)

Коммуникативная деятельность

Развитие свободного общения со взрослыми

Методический кабинет, игровые комнаты групп

• Картотека словесных игр;

• Настольные игры (лото, домино);

• Нормативно- знаковый материал;

• Игры на развитие мелкой моторики;

• Развивающие игры (вкладыши, шнуровки и др.);

• Алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотоблицы для заучивания стихов;

• Художественная литература для чтения самими детьми;

• Картины, иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;

• Игры – забавы

Развитие всех компонентов устной речи детей

Методический кабинет, игровые комнаты групп

Восприятие художественной литературы и фольклора

• Формирование целостной картины мира

• Развитие литературной речи

• Приобщение к словесному искусству

Методический кабинет, все помещения групп, музыкальный зал, участок

• Художественная литература для чтения детям и чтения самим детям;

• Справочная литература (энциклопедии);

• Ауди- и видеозаписи литературных произведений;

• Образно- символический материал (игры, пазлы);

• Различные виды театров;

• Ширма для кукольного театра;

• Детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок;

• Игрушки – персонажи;

• Игрушки – предметы оперирования;

• -алгоритмы (схемы) для обучению рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов;

• Картотека подвижных игр со словами;

• Картотека словесных игр;

• Картотеки потешек, загадок,пословиц и других форм литературного творчества;

• Книжные уголки в таблицах;

• Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Игровая деятельность

Развитие навыков и умений игровой деятельности

Игровые комнаты вех групп, участок учреждения

• Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;

• Игрушки – предметы оперирования;

• Маркеры игрового пространства;

• Полифункциональные материалы;

• Игры для интеллектуального развития детей;

• Строительный материал;

Конструкторы;

• Детали конструктора;

• Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Все пространства учреждения

• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

• Настольные игры, соответствующие тематике;

• Альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»;

• Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;

• Игрушки – предметы оперирования;

• Маркеры игрового пространства;

• Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности

Все помещения групп

• Иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;

• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

• Дидактические наборы соответствующей тематики;

• Этнокалендарь;

• Фотоальбомы воспитанников;

• Коллекции;

• Образно – символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для ее иерархической классификации);

• Нормативно- знаковый материал

Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу

Игровые комнаты всех групп

• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

• Дидактические наборы соответствующей тематики;

• Справочная литература;

• Образно- символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации);

• Этнокалендарь;

• Фотоальбомы воспитанников;

• Коллекции;

• Нормативно- знаковый материал

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного поведения

Все помещения ДОУ

• Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;

• Видеофильмы детей;

• Дидактические наборы соответствующей тематики;

• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

• Энциклопедии;

• Игрушки – предметы для оперирования;

• Игрушки –персонажи и ролевые атрибуты;

• Маркеры игрового пространства

Передача детям о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Игровые комнаты всех групп, участок детского сада

• Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;

• Видеофильмы для детей;

• Дидактические наборы соответствующей тематики;

• Игрушки – предметы оперирования;

• Игрушки –персонажи и ролевые атрибуты;

• Полифункциональные материалы;

• Настольные игры соответствующей тематики;

• Строительный материал;

Конструкторы;

• Детали конструктора;

• Художественная литература для чтения детям и рассматривание самими детьми по теме «Безопасность»

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациями

Все пространства учреждения, участок учреждения

• Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;

• Видеофильмы для детей;

• Дидактические наборы соответствующей тематики;

• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

• Энциклопедии;

• Игрушки – предметы оперирования;

• Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;

• Маркеры игрового пространства;

• Строительный материал;

Конструкторы и его детали;

• Настольные игры соответствующей тематики;

• Информационно- деловое оснащение ДОУ по теме;

• Настольные игры по теме

Конструирование из разного материала

Развитие навыков и умений конструктивной деятельности

Методический кабинет, игровые комнаты групп

• Образно- символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т. д.);

• Строительный материал;

• Напольные конструкторы и его детали;

• Плоскостные конструкторы;

• Бумага, природные и бросовые материалы;

• Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе)

Все помещения групп, музыкальный зал, участок учреждения

• Игрушки – предметы оперирования;

• Маркеры игрового пространства;

• Атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и др. ;

• Полифункциональные материалы;

• Материалы для аппликации, конструирования из бумаги;

• Природные, бросовые материалы;

• Материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Все пространство учреждения, участок учреждения

• Игрушки- предметы оперирования;

• Маркеры игрового пространства;

• Полифункциональные материалы;

• Образно- символический материал;

• Настольно- печатные игры по теме;

• Материалы, учитывающие интересов для мальчиков и девочек

Музыкальная деятельность

Развитие навыков и умений музыкально- художественной деятельности;

Приобщение к музыкальному искусству

Игровые комнаты, музыкальный зал

• Музыкальный центр,

• Пианино;

• Разнообразные музыкальные инструменты для детей;

• Подборка аудизаписей с музыкальными произведениями;

• Пособия, игрушки и атрибуты;

• Ширма для кукольного театра;

• Детские и взрослые костюмы;

• Детские хохломские стулья и стол;

• Шумовые коробочки;

• Дидактические наборы по теме;

• Детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии

Изобразительная деятельность

Развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей (рисование лепка, аппликация, художественный труд)

Игровые комнаты групп, участок учреждения

• Слайды с репродукциями картин;

• Материалы и оборудование для продуктивной деятельности (лепки, аппликации, рисования);

• Природный и бросовый материал;

• Иллюстрированный материал, картины, плакаты;

• Настольно –печатные игры на освоение цвета, формы, величина и типа «Ассоциации» и др.);

• Альбомы художественных произведений;

• Художественная литература с произведениями;

• Изделия с народными промыслами;

• Скульптуры малых форм (глина, дерево);

• Игрушки, муляжи. Гербарии, коллекции семян растений

Развитие детского творчества

Приобщение к изобразительному искусству

Игровые комнаты групп, участок учреждения

• Слайды с репродукциями картин;

• Альбомы художественных произведений;

• Художественная литература с иллюстрациями;

• Иллюстрированный материал, картины и плакаты;

• Изделия народных промыслов;

• Скульптуры малых форм (глины, дерево)

Двигательная деятельность

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) :

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

Физкультурный зал, игровые помещения групп, участок учреждения

• Музыкальный центр;

• Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);

• Картотеки подвижных игр;

• Картотека по валеологии;

• Тренажеры;

• Атрибуты для спортивных игр;

• Игровые комплексы;

• Качели, карусели;

• Материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Физкультурный зал, все помещении групп, участок учреждения

• Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);

• Настольно- печатные игры по теме;

• Игры на ловкость;

• Тренажеры (велосипед и др.);

• Фитбол;

• Атрибуты для спортивных игр;

• Игровые комплексы;

• Качели, карусели

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Все пространство учреждения, участок учреждения

• Развивающие игры;

• Художественная литература;

• Игры на ловкость;

• Дидактические игра на развитие психических процессов (мышление, внимание, память, воображение);

• Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);

• Картотеки подвижных игр;

• Тренажеры;

• Атрибуты для спортивных игр;

• Игровые комплексы;

• Качели

Воспитание культурно- гигиенических навыков

Все помещения групп участок учреждения

• Алгоритмы запоминания последовательности КГН;

• Художественная литература;

• Игрушки- персонажи;

• Игрушки- предметы оперирования;

• Маркеры игрового пространства;

• Настольные игры соответствующей тематики;

• Иллюстрированный материал, картинки, плакаты

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Все помещения групп, участок учреждения

• Иллюстрированный материал, картинки, плакаты;

• Настольные игры соответствующие тематики;

• Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

• Игрушки- персонажи;

• Игрушки – предметы оперирования;

• Физкультурно- оздоровительное оборудование;

• Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);

• Картотеки подвижных игр;

• Картотека игр по валеологии;

• Картотека «Игры, которые нас лечат»

Публикации по теме:

Консультация «Психолого-педагогические исследования по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста» В педагогической науке предметом, т. е. определенной областью изучения является воспитание. Педагогика изучает сущность воспитания, его глубинные.

Педагогические правила введения ребёнка в условия детского учреждения 1. Знать и учитывать индивидуальные особенности ребёнка, создать условия для удовлетворения потребностей в еде, сне, бодрствовании и т. д.

Педагогические условия взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками В статье рассматривается проблема организации условий взаимодействие детей старшего дошкольного возраста со сверстниками Ключевые слова:.

Педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников Всем известный факт, что дети дошкольного возраста эмоционально неустойчивы, поэтому педагогам следует приложить все усилия по созданию.

Психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования,.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Самообразование по теме «Педагогические условия развития и самостоятельности детей 4–6 лет» Самообразование по теме «Педагогические условия развития самостоятельности детей 4-6лет, средствами ручного труда" Введение Актуальность.

Педагогические условия формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования гендерной толерантности заключается в том, что человечество в настоящее время перешагнуло порог третьего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО(консультация)
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 12:53
+91Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД