Любовь Рыжкова
Конспект занятия «Путешествие на Север»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие на Север»
Цель: познакомить детей с декоративным искусством жителей севера.
Задачи:
- познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей севера.
- развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
- закрепить знание детей о своей стране – России.
- познакомить детей с новой техникой работы - пластилином и бисером;
- развивать мышление, память, речь, внимание.
- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на Север“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Материал к занятию : презентация Севера, кукла в национальном костюме, картонные заготовки в виде сапожков, пластилин, бисер и пайетки, салфетки.
Предварительная работа: беседа о Севере, животных, людях, их быте, жилище, одежде, транспорте, тундре. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений: «Айога», «Лепешки», «Белый и Бурый медведь».
Ход занятия.
Дети сидят на ковре.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Ответы детей:
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете.
Воспитатель: а на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?
Дети: На самолете. (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает с ответом.)
Воспитатель: Почему?
Дети: Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится до места.
Воспитатель: как думаете, для чего люди отправляются в путешествия? Куда бы вы хотели отправиться в путешествия? Ответы детей.
Необъятная страна
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
Воспитатель: Страна у нас большая, красивая и сильная в ней живут разные национальности. Ведь не спроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Потому что все народы, населяющие Россию, дружные.
- Сегодня, я в гости пришла не одна, а с куклой Татый. С таким необычным именем. Как вы думаете, откуда она к нам приехала? Ответы детей.
- Что вы знаете о Севере? А вы были там?
- Я вам предлагаю отправиться на Север. Маршрут будет долгим, на чем быстрее мы доберемся? Ответы детей
- Сейчас на севере зима, но она не такая, как у нас, там очень холодно. Какие вещи мы возьмем с собой? Скажите, пожалуйста, а кто живет на Севере?
Ответы детей.
- Сейчас всех прошу пройти в самолет «Северный дом».
- Но на борт самолета мы сможем войти, если ответим на следующие вопросы.
1. Север какой (суровый, красивый край)
2. Погода какая (морозная, холодная, студеная)
3. Пурга что делает (заметает, воет, бушует)
4. Северное сияние какое (красивое, сказочное, разноцветная)
5. Олень какой (красивый, добрый, смелый)
6. Песец какой (белый, маленький, красивый)
7. Тундра какая (безлесная, снежная, красивая)
8. Зимой какая ночь (полярная)
9. Где мы с вами живём?
10. На чём коренные жители передвигаются по тундре?
11. Какие животные живут на Севере?
12. Что едят олени? (ягель, мох)
Воспитатель: Все прошли, садитесь поудобнее, нас ждет с вами интересный полет.
Дети проходят на стульчики, расставленные друг за другом.
Уважаемые пассажиры, мы очень рады вас видеть на нашем борту «Северный дом», капитан нашего лайнера (выбор мальчика) и борт проводница (выбор девочки) желают вам приятного полета.
Капитан: Пристегните ремни, приятного полета. Наш курс Север.
капитан: даю отсчет 10, 9, 8, 7…. пуск…полетели….
Воспитатель: Уважаемые пассажиры чтобы вы не скучали в пути, предлагаю вам поиграть, обратите внимания, сейчас наш самолет «Северный дом» пролетает над городом.
- Какие города вы знаете? Ответы детей.
- Посмотрите в иллюминатор, мы пролетаем над лесом.
- Какой может быть лес (хвойный, лиственный, еловый, березовый, сосновый).
- Далее пролетаем речку. Какие реки вы знаете?
- Пролетаем над морем. А моря какие знаете?
Бортпроводница: мы прибыли на конечный пункт - Север. Температура воздуха -40.
Воспитатель: Сколько здесь много снега! Это тундра - снежная равнина. Давайте посмотрим какой лес, и какая тундра. (2 фотографии на сравнении леса и тундры зимой).
Татый: Что-то дома моего не видно, может, пурга замела (расстроена).
Воспитатель: Основное занятие жителей Севера - оленеводство, рыболовство, охота. Ведь олень служит как транспорт во все времена года. Северные сани называются нартами. Они бывают грузовые и легковые. А из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь (унты, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь.
Воспитатель: Что-то Татый наш загрустил. Давайте у него спросим! Теперь понятно, у него нет зимней обуви, а на улице очень холодно. Давайте ему поможем и смастерим для него зимние сапоги!
Зимние сапоги у северных народов называются-унты. Их шьют из оленьего меха и украшают верх обуви бисером и бусинами. Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Узоры составляли из растительных мотивов и различных линий.
Прежде чем приступить к работе, давайте с вами поиграем.
Физкультминутка:
Не боимся мы пороши-
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам -
Снег хватаем там и там!
Мы шагаем по сугробам.
По сугробам крутолобым.
Поднимаем выше ногу,
Проложив себе дорогу!
Дети проходят к столам, у каждого заготовка унта (картонный сапожок).
Воспитатель: Украшать мы с вами будем с помощью пластилина, бисера и пайеток. Пластилином покрываем верхнюю часть унта таким слоем, чтобы не было просветов, и украшаем узором из бисера и пайеток. Используя различные линии, ромбы, завитки (показ элементов узора).
Самостоятельная работа детей.
Татый рассматриваем работы, хвалит всех детей и благодарит их за помощь.
Воспитатель: вот и пришел конец нашему путешествию. Пора нам возвращаться в группу. Пойдемте, к нашему самолету, он нас совсем заждался.
Татый: До свидания ребята, спасибо, что вы согласились посмотреть на мой суровый, но удивительный Край.
Дети: до свидания.
(Садятся в самолет.)
Воспитатель: Чтобы обратный путь у нас был не долгим давайте, поиграем.
1. Как называется дом жителей тундры?
Изба, яранга, чум, шалаш.
2. Транспорт для передвижения по тундре?
Лошади, олени, собаки.
3. Сани для езды на оленях?
Телега, нарты.
4. Чем занимаются жители севера?
Охота, рыбалка, оленеводство.
5. Какие животные живут в тундре?
Олень, песец, белка, лиса, волк, лошадь, лось, медведь.
Капитан: наш самолет прилетел на конечный пункт. Всем спасибо за внимания. Всего доброго!
Воспитатель: спасибо всем!