Папки-передвижки

Конспект НОД для старших дошкольников «Путешествие в прошлое» (1 фото)

Анна Пономарева
Конспект НОД для старших дошкольников «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое»

Цель: познакомить детей с жилищем и бытом казаков.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о жилище казака, его особенностях; познакомить с бытом казаков.

Развивающие: развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.

Публикация «Конспект НОД для старших дошкольников „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Воспитательные: продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Предварительная работа: изготовление макета казачьего двора, выставка детских рисунков «Моя малая родина», разучивание игры «Вокруг куреня хожу».

Материал и оборудование: макета казачьего двора, презентация к НОД, папаха, запись казачьих песен.

Ход НОД:

Организационный момент:

Ребята я вижу, что у всех вас хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день. Поговорим сегодня о важном и интересном!

Утром солнышко встает (руки вверх)

Всех на улицу зовет (сгибать руки в локтях)

Выхожу из дома (шагаем на месте)

Здравствуй, улица моя! (Руки вперед)

Отвечаю солнцу я (руки вверх)

Отвечаю травам я (руки вниз)

Отвечаю ветру я (качаем руками над головой)

Здравствуй, Родина моя (взять друг друга за руки)

Основная часть:

Скажите, как называется наша Родина, страна, в которой мы живем.

Правильно – Россия. Посмотрите на карту нашей Родины! Великая, огромная и могучая наша страна! Где-то на карте маленькой точкой обозначен и наш с вами городок. Как называется он?

Дети: Морозовск.

Вос. :

Город наш находится в Ростовской области. Издавна она считается казачьим краем. Называем наш край мы родным, потому, что здесь

родная земля, родной дом и самые близкие нам люди! Как одним словом можно назвать близких людей? (Родственники, родня)

Правильно, родственники - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А есть еще ваши родственники, которые жили давным - давно. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть, как же жили наши родственники в далекие времена, как строили свой быт, какими предметы для жизни они пользовались.

У меня есть казачья папаха, которая нам поможет отправиться в прошлое. Я возьму ее, повернусь вокруг себя три раза и скажу: «Время, время помоги, в наше прошлое верни Будете мне помогать? А волшебные слова запомнили? (Ответы детей)

Тогда скажем волшебные слова и отправимся в дорогу: «Время, время помоги, в наше прошлое верни

(звучит казачья песня «Шел казак», дети переходят в музыкальный класс, где находится декорация казачьего быта и на экране картина казачьего подворья).

- Ребята, как вы думаете, чей это двор? (Казачий двор)

Правильно, это казачий двор. Вот и хозяйка подворья, тетушка Анюта.

Т. Анюта:

Здорово, казачата! Какими путями – дорогами ходили?

Дети:

Ехали мы мимо, да завернули до дыма!

Т. Анюта:

Рада вам! Милости прошу! Проходите ко двору! Посмотрите, какой он широкий, просторный. Знаете, что же здесь находится?

Дети:

- Во дворе печка, рядом большой и длинный стол, лавки, колодец, конюшня, во дворе держали коров, свиней, кур. (слайд1)

Т. Анюта:

- Скажите, знаете, чем казаки огораживали свои подворья? (слайд2)

Дети:

- Правильно, подворье огораживалось плетнем.

Т. Анюта:

- Почему он так называется?

Дети:

Его делали из переплетенных прутьев.

Т. Анюта:

Правильно. Плетень огораживал двор и около него играли дети. Ребята, предлагаю и вам поиграть в любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».

Физкультминутка «Вокруг куреня хожу».

(Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами) :

«Вокруг куреня хожу

И в окошечки смотрю,

К одному я подойду

И в окошко постучу»

Тук-тук.

Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там?»

Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя». Ребенок: - Зачем пришла? Водящий: - Побежим наперегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.

Т. Анюта. :

Как здорово играли, но пора продолжать наше путешествие по казачьему подворью. Посмотрите на жилище казаков. Знаете, как оно называется? (Курень) (слайд 3)

Верно, это казачий курень. Что означает это слово?

Ответы детей: Курень значит круглый.

Т. Анюта:

Правильно, все комнаты в доме были построены вокруг печки, чтобы они все хорошо обогревались. Знаете ли вы, из чего строили курень?

Дети: из природных материалов

Т. Анюта. :

- Чаще всего курень имел два уровня. (слайд 4) Низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.

А верхний этаж был деревянным, там жили люди. Окна в курене закрывались ставнями. Дверь была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному. Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было надежно подпереть ее изнутри, казаки говорили: «Мой дом – моя крепость».

- Скажите, чем покрывали крышу казачьей хаты?

Дети: соломой.

Т. Анюта. :

Верно, соломой. Казаки строили свои хаты из местных природных материалов, их ведь вокруг было очень много.

Донские казаки селились на берегу реки Дон, поэтому строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие, чтобы во время половодья, хозяйство и жилье не пострадало.

Они говорили : «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне». (слайд 5)

Приглашаю вас войти в хату:

«Курень, куренёк, он не низок, не высок. Заходите в мой домок, да побудьте там часок». Семья у казака большая, и в ней не принято лениться, каждый имел свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё, что находится в курене сделано с любовью, своими руками. Давайте представим, как проходил день в казачьей семье.

День в станице начинался ранним утром. Взлетев на плетень, всех будил петух.

Предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая так и называется «Петух»

Игра: «Петух»

(Дети стоят в кругу, водящий в центре круга с завязанными глазами. Дети повторяют слова) :

Утром кто зарю встречает,

Песни звонко распевает,

Казакам спать мешает?

Воспитатель указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал.

- Молодцы, ну теперь посмотрим, чем же казаки занимались.

Реб. :

Они были вольные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать всё самим, что нужно для жизни: жилище строить, семью кормить и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевал до победы.

Реб. :

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут,

Казаки давно живут

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Хитрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси!

Т. Анюта:

- Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь. Много об этом поговорок народ сложил. Неплохо будет вспомнить некоторые из них.

Игра "Доскажи словечко"

Казака в степи только пуля догонит

Всяк свистнет да не по-казачьи

Не всяк казак кто фуражку набекрень носит

Казак без коня - сирота

Казак без коня – что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

А в то время, пока казаки бесстрашные землю свою защищали, чем дома их жены занимались?

Дети:

Хозяйство вели, да детей растили.

Т. Анюта:

Да, казачки очень хорошие хозяйки, любят чистоту и порядок, а еще они умело и вкусно готовили пищу. Подойдем к печи, да посмотрим предметы кухни, которыми пользовались хозяйки того времени.

Вы знаете, как называется предмет, в котором готовили первые блюда? (Горшок)

Верно. Как же его из печи доставали?

(При помощи ухвата)

Какие еще предметы кухонной утвари вы знаете?

)

Ну а теперь назовем любимые блюда казаков? (лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов)

Девочек-казачек воспитывали с детства с любовью к труду. Недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона». Ну- ка девочки, покажите, какие вы хозяюшки, помогите аккуратно сложить бельё в этот ящик. Кто знает, как он правильно называется? (Сундук)

Действительно это сундук, в котором казаки хранят вещи, которые сделаны своими руками и с большой любовью. Под веселую казачью песню и работа спорится! (Мальчики играют на ложках, девочки собирают вещи)

Т. Анюта. :

Что ж, ребята, удалые казачата, много чего из жизни казаков узнали да вспомнили. Поиграем сейчас в игру «Найди пару»

Игра «Найди пару»

-Молодцы ребята, мне очень понравилось с вами играть, но в гостях хорошо, а дома лучше, пора вам в путь-дорогу отправляться. Прежде, чем закончить нашу встречу, предлагаю вам сделать макет казачьего подворья, чтобы взять его с собой на долгую память.

Изготовление макета «Казачье подворье»

Что ж, пора вам возвращаться домой. Собирайся казачий народ в путь-дорогу, да песню разудалую с собой бери!

Воспитатель берет папаху, дети встают, поворачиваются три раза по кругу. все говорят «Время, время помоги, и обратно нас верни». Дети возвращаются в группу.

Конспект НОД для старших дошкольников «Путешествие в прошлое»
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в прошлое денег» Цель: познакомить детей старшего.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки. Задачи: создать условия для ознакомления детей с достижением человечества –.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие на планету Добра» для старших дошкольниковКонспект организованной образовательной деятельности «Путешествие на планету Добра» для старших дошкольников Цели: обучение общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу, употреблению вежливых слов - приветствий. Задачи:.

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли»Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли» По изготовленному мною пособию, представленному в прошлом мастер классе было проведено занятие, конспект которого я предлагаю. Цель: подвести.

Конспект занятия психолога на снижение тревожности у старших дошкольников с ТНР «Путешествие на планету Я»Конспект занятия психолога на снижение тревожности у старших дошкольников с ТНР «Путешествие на планету Я» Занятие «Путешествие на планету Я» направлено на развитие эмоционально-личностной сферы, снижение тревожности. Адресат: дети старшего дошкольного.

Конспект занятия «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» Цели: •Познакомить детей с историей электрической лампочки. •Вызвать интерес к прошлому этого предмета. •Закреплять навыки безопасного.

Конспект занятия по физической культуре «Путешествие в страну Смешариков» для старших дошкольниковКонспект занятия по физической культуре «Путешествие в страну Смешариков» для старших дошкольников Конспект занятия по физической культуре «Путешествие в страну Смешариков» для детей старшего дошкольного возраста Цель: повышение интереса.

Автор публикации:
Конспект НОД для старших дошкольников «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 10 июня 2024 в 17:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для старших дошкольников «Путешествие в прошлое»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Пономарева (УИ 3442698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД