Татьяна Букреева
ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы «Путешествие в сказочную страну Экономград»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по формированию основ финансовой грамотности
у детей старшей группы
Тема ООД: «Путешествие в сказочную страну Экономград»
Цель ООД: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы „Путешествие в сказочную страну Экономград“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные:
Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)
Закрепить представления детей об экономических понятиях : деньги,
семейный бюджет: доход и расход; экономия.
Закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие
диалоги в игровой ситуации.
Развивающие:
Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев.
Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание, воображение.
Воспитательные: Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Предполагаемые результаты:
1. Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия : (деньги, цена, товар, обмен – бартер, семейный бюджет, доход, расход).
2. У детей сформировано представление об экономии и что такое зарплата.
3. Понимают, что расходы не должны превышать доходы.
Дети подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления.
Материал и оборудование:
Игра «Что можно купить, а что нет». Иллюстрации к сказкам : К. Чуковский «Муха-Цокотуха», А. Толстой «Приключения Буратино», Э. Успенский «Трое из Простоквашино». Ковёр, мольберт, стрелки.
ТСО: музыкальная колонка, звукозапись «Полёт ковра-самолёта» из сказки «Старик Хоттабыч», монолог «Кота Матроскина из Простоквашино».
Предварительная работа:
Беседы на тему: «Деньги, купюра, банкнота»; «Семейный бюджет и расходы семьи», «Экономия». Чтение художественной литературы: А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха», Э. Успенский «Трое из Простоквашино». Сюжетно-ролевые игры, «Супермаркет», «Аптека», «Банк».
Содержание ООД:
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами
в увлекательное путешествие. Мы побываем в удивительной стране, поиграем и узнаем много интересного. А вот куда же лежит наш путь? Мы сейчас узнаем.
А сейчас, мои ребятки, отгадайте - ка загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Дети: Деньги, монеты
Воспитатель: Правильно ребята, а для чего людям нужны деньги?
Дети: Покупать товар, копить, ездить в отпуск.
Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок
или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.
Дети: «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино».
Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. Хотите узнать о них?
Давайте отправимся в сказочную страну «Экономград».
Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?
Дети: С помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковре - самолете.
Воспитатель: Вот на ковре - самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться в путешествие. (Звучит сказочная музыка, дети на ковре отправляются в путь).
II. Основная часть :
Воспитатель: Вот мы и прилетели в сказочную страну Экономград.
Воспитатель: Посмотрите, а дорогу к жителям страны Экономград нам укажут стрелки – подсказки. Назовите, какого цвета стрелки? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте, начнём наше путешествие с жёлтой стрелки. И посмотрим, кто же здесь живет?
Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет: Покупала самовар, А спасал ее комар.
Дети: Муха-цокотуха
Воспитатель: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муха нашла? … «денежку».
Воспитатель: Что сделала муха?
Дети: «Пошла муха на базар и купила самовар». А потом она пригласила всех на чаепитие.
Воспитатель: На что Муха – Цокотуха купила самовар?». (на деньги).
А что такое деньги?
Дети: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар. Это - богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».
Воспитатель: А какие бывают деньги?
Дети: Наличные и безналичные. Наличные деньги бывают в виде купюр и монет. Безналичные деньги это банковская карта.
Воспитатель: А как бы вы предложили поступить мухе?
Что можно было сделать с этой денежкой, если бы её не тратить?
Ребята скажите, а за деньги всё можно купить или нет?
Игра «Что можно и нельзя купить за деньги» (На столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют, почему выбрали эту картинку).
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат карточки: распределите карточки по кошелькам: в один то, что можно купить, а в другой, который зачеркнут, то, что нельзя купить. (Дети выполняют задания, затем, обсуждают).
Воспитатель: Ребята, Муха приготовила вам несколько заданий:
1. Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны? Дети: Медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.
Воспитатель: Правильно, ребята, слушайте следующее задание.
2. У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки - ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать, не испортив товар?
Дети: Надо снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились.
Воспитатель: А снизить цену, на какие яблоки? (на переспелые)
Молодцы, ребята. Ну, что ж, мы выполнили, все задания, которые приготовила для вас Муха-Цокотуха.
Воспитатель: Вот мы и познакомились с первым жителем, а сейчас продолжим наше путешествие по красной стрелке.
Кого же мы еще встретим на своем пути? Это же плутишка Буратино-герой сказки А. Толстого «Приключения Буратино».
Ребята, посмотрите, а что же делает Буратино?
А для чего он их закапывает? (чтобы вырастить денежное дерево)
А получится у Буратино вырастить денежное дерево? (нет)
Почему вы так решили? (потому что деньги не растут)
- Куда Буратино надо было положить деньги? (в копилку, в банк)
А откуда берутся деньги у людей? (за труд)
Например, у ваших родителей? Дети: (они работают, зарабатывают деньги, и получают заработную плату)
Да ребята в каждой семье есть свой семейный бюджет. А из чего состоит семейный бюджет? (Зарплата мамы папы пенсия бабушки и дедушки и если есть старший ребенок, который учится в университете (студент, то он получает стипендию). Все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом семьи. Но в каждой семье есть и расходы. Как вы думаете, какими они бывают?
Дети: Люди покупают еду, одежду, игрушки, платят за детский сад. Покупают мебель, компьютер, телефоны, лекарства, оплачивают проезд в транспорте.
Воспитатель: Деньги просто так не вырастают на деревьях, как хотел Буратино, а они достаются людям через их труд. А с вами сейчас немного отдохнем.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Монетки, видно, не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
Воспитатель: А нам пора двигаться дальше, и отправимся мы по синей стрелке интересно кто же здесь живет?
Воспитатель:
Я, кажется, что-то слышу: ( Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, я экономить буду»)
Воспитатель: Кто это?
Дети: Кот Матроскин.
Воспитатель: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино».
Воспитатель: Какой кот Матроскин экономный.
Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?
Дети: Да.
Ребята, а как вы можете помочь родителям экономить деньги?
Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.
Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. А кот Матроскин приготовил загадки:
«Матроскины загадки»
Люди ходят на базар: там дешевле весь (товар)
Как ребенка нет без мамы, торговли нет без (рекламы)
Коль трудился круглый год, будет кругленьким (доход)
И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
Мебель, хлеб, и огурцы продают нам (продавцы)
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт (кассир)
Молодцы ребята справились со всеми заданиями, а сейчас нам с вами пора отправляться в путь назад в детский сад.
Проходите все на ковер-самолет, закрывайте глазки. …И вот мы с вами вернулись в нашу группу, с возвращением, ребята.
III. Заключительная часть:
Рефлексия: - Где мы с вами сегодня побывали? Как называется сказочная страна? - Какие герои сказок повстречались нам на пути? - Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным? Кому вы можете рассказать?