МААМ-картинки

Работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речевой деятельности

Елена Федорив
Работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речевой деятельности

«Работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речевой деятельности»

Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук, ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. При этом нарушено формирование всех компонентов речевой системы : фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми является развитие пальцевой моторики. Для стимулирования развития речи детей нами организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с 3-летнего возраста. В ДОУ осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.

Публикация «Работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речевой деятельности» размещена в разделах

Для решения задач мы используем следующие средства:

- Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание, мышление).

- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

- Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус; развивают внимание, память; снижают психоэмоциональное напряжение; развивают воображение.

- Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используем разнообразные приемы:

- Пальчиковая гимнастика;

- Показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

- Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);

- Сминание пальцами комочков из бумаги;

- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

- Выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений, геометрических фигур, букв, цифр, узоров);

- Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т. д);

- Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись;

- Шнуровка на различных предметах;

- Сматывание шерстяной пряжи в клубки;

- Завязывание и развязывание бантов, узлов;

- Застегивание пуговиц, молний, крючков;

- Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

- Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

- Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом – «сухой бассейн»;

- Игры с «осьминогом» (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка;

- Изготовление бус из разноцветных скрепок.

- Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков);

- Графические упражнения - игры: «Дорожка», «По точкам», «Узоры крестиком» и др.

- Физические упражнения, основанные на хватательных движениях;

- Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки;

- Лепка из соленого теста;

- Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.)

- Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

- Элементы Су-Джок терапии;

и многое другое.

Развитие мелкой моторики в быту :

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире; очищать крутые яйца; чистить мандарины;

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок); очищать фисташки; отшелушивать пленку с жареных орехов.

3. Собирать с пола соринки; помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье; лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет, учиться самостоятельно надевать перчатки, пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

11. Помогать перебирать крупу.

12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

14. Собирать на даче или в лесу ягоды.

15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

16. Вытирать пыль, ничего не упуская.

17. Включать и выключать свет.

18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

19. Перелистывать страницы книги.

20. Затачивать карандаши (точилкой, стирать нарисованные каракули ластиком.

Самомассаж:

- «Карандаш».

Карандаш в руках катаю, между пальцами верчу.

Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.

- «Орехи».

Научился два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

-«Ёжики». (массажные мячики).

Гладь, мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить.

-«Мяч».

Мяч футбольный покатай, но из рук не выпускай.

А теперь сжимай ладошкой, правой-левой, левой-правой.

-«Кольцо».

Я сожму своё кольцо – буду сильным молодцом.

Буду младших защищать, буду слабым помогать.

-«Узлы».

Я хватаюсь за верёвку, правой ловко, левой ловко.

За узлы её беру и играю поутру.

-«Зубная щётка».

Я возьму зубную щётку, чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей, пальчики-удальчики.

-«Мячики-прыгунки».

Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.

Взад-вперёд его качу, вправо-влево, как хочу.

Сверху-левой, снизу-правой, я его катаю, браво!

-«Чётки-бусы».

Дома я одна скучала, бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

-«Прищепки».

Есть прищепки у меня, новые, красивые.

Каждый пальчик ущипну, пальчикам я помогу.

-«Крышки, пробки».

Ног от радости не чуя, с горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе, помогли мне в этом лыжи.

Лыжи белочки обули, смело в них вперёд шагнули.

Покатились по опушке, все весёлые зверюшки.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.

Мы любим забавы холодной поры.

-«Пластилин».

Кусочки пластилина катает наша Зина.

Шарики, колбаски, и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят, развиваются.

Из пластилина овощи, из пластилина буквы.

Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.

-«Снежинки».

Я в руках листок держу, вчетверо его сложу.

Отогну ещё разок, получился уголок.

Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша.

-«Крупа».

Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами рис от гречки отличу.

-«Бусины».

Покатаю я в руках бусины-горошки.

Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

-«Горох».

Я взяла горошка, выложить дорожку.

Чтобы бегали по ней, зайчик или кошка.

-«Жёлуди».

Зайка жёлуди собрал, их на нитку нанизал.

Очень маме угодил - он ей бусы подарил.

-«Песок».

На песке рисую горы, лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи дом, в котором мы живём.

Публикации по теме:

Речевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторикиРечевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития речи и мелкой моторики.» В ноябре месяце стартует конкурс на лучший речевой.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Положение о смотре конкурсе «Лучший речевой центр группы МДОУ и лучшее пособие для развития мелкой моторики» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса «Лучший речевой центр группы МДОУ и лучшее.

Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возрастаПособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече, посвящённой развитию мелкой моторики моих малышей. Мелкая моторика - это.

Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста (часть 2)Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста (часть 2) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече. Хочу снова поделиться очередными пособиями, созданные для моих малышек.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речевой деятельности
Опубликовано: 30 августа 2020 в 11:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД