Надежда Ферд
Расслабляющие упражнения при коррекции заикания у дошкольников в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Расслабляющие упражнения при коррекции заикания у дошкольников в игре»
При коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов- необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются специальные упражнения, позволяющие успокоить заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.
Публикация «Расслабляющие упражнения при коррекции заикания у дошкольников в игре» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть как напрягаются мышцы его губ, языка, шеи. Напряжение так же возникает в органах голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние лишь приводят к напряжению новых групп мышц.
Большинству заикающихся вообще свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Подобное состояние наблюдается и у не заикающихся людей : при сильном нервном напряжении у них появляется скованность в различных группах мышц, что мешает легко говорить и двигаться.
Почему расслабление так необходимо при исправлении речи заикающихся? Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому заикающимся детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем объяснить, как неприятно состояние напряженности, например как неудобно длительное время находится, крепко сжатыми в кулак пальцами. И наоборот, подчеркнуть, как свободно мы себя чувствуем, когда мышцы не напряжены, расслаблены, пальцы расслабились, отдыхают.
Предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название: «Олени», «Кораблик». Это увлекает детей.
Успешное овладение детьми мышечным расслаблением покажет, что появляется возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать на волю и сознание.
В момент внушения дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты, возникает определенная отключённость от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слов на психику ребенка.
Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом. Эти особые команды понятны детям, легко запоминаются. Для детей сеанс внушения представлен как особая игра – «Волшебный сон».
Важно отметить, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически совершено безопасным и не дает негативных последствий.
Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают большой эффект. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводились домашние тренировки.
Так же нельзя рассматривать релаксацию как обособленные упражнения. Она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстановлению речи.
Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа:
1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Это расслабление мышц рук (упр. «кулачки», «олени»); расслабление мышц ног (упр. «пружинки», «загораем»); расслабление мышц рук, ног и корпуса (упр. «штанга», «кораблик»; расслабление мышц живота (упр. «шарик»); расслабление мышц шеи (упр. «Любопытная Варвара»). Ко второму этапу следует переходить, когда усвоены упражнения на расслаблении 1-го этапа.
2. Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояние покоя и расслабленности. Данный этап состоит из двух частей:
- обучению расслаблению речевого аппарата ( для губ и нижней челюсти: упр. «хоботок», «орешки», «лягушки»; для губ, челюсти, языка: «горка»);
- проводится внушение, которое заключается в воздействии на детей только словом (игра «Волшебный сон»).
3. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи. К 3-му этапу можно переходить, когда педагог уверен, что у детей без затруднений вызывается состояние успокоенности и наступает мышечное расслабление.