Нина Бутвина
Развитие дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка курсового проекта воспитателя
На тему: «Развитие дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада»
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом детской деятельности является игровая деятельность, которая рассматривается как своего рода «моделирование отношений», т. е. воспроизведение их в доступной для ребенка форме. (Д. Б. Эльконин). В играх проявляется непосредственный интерес и отношение детей к жизни в обществе, к нашей действительности. Через игру ребенок вживается в моделируемые отношения, развиваются мотивы его поведения.
Публикация «Развитие дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада» размещена в разделах
Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу.
В игровом коллективе все дети имеют одинаковые права на активную роль, каждый может придумать и предложить что-то новое, ребята могут сами договариваться об организации игры, самостоятельно разрешать спорные вопросы. В таком коллективе возникают первые традиции, «свое коллективное общественное мнение», которое направляет поступки детей, регулирует отношения между ними, служит как бы мерилом собственного поведения и поведения товарищей.
Итак, совершенствование игры способствует развитию коллективных её форм. Содержание их постепенно усложняется: от отображения действий людей с предметами к отображению их взаимоотношений.
Характер детских взаимоотношений зависит, в основном, от условий воспитания детей в семье и детском саду. Пяти - семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения : они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать и т. д.
Игра широко используется педагогами с целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений.
Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовывать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирование общественных качеств личности, коллективизма. Ориентируясь на эти цели, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух – трёх дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную, коллективистскую направленность. Устойчивый характер, подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение и для подготовки его к школе.
Характер детской дружбы, её нравственная направленность в полной мере зависят от того, какие интересы и какие потребности её скрепляют, какие мотивы побуждают к действию. Избирательная дружба и объединения детей шести – семи лет строятся в первую очередь на основе игровых интересов и определенных игровых умений (умения придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т. д.). Кроме того, при выборе товарища оцениваются также определенные личностные качества: справедливость («не только он хочет быть главным, когда играем», «не выключает просто так из игры»); организаторские умения; помощь товарищу, доброта, заботливость; четкое следование правилам игры и др.
Способствует дружеским объединениям в игре и наличие у товарищей общих познавательных интересов, которые помогают развитию творческих, содержательных игр.
В игре, больше чем в какой-либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Он сам выбирает сюжет игры, игрушки и материалы, как и товарищей для игры; ставит цель и решает, какими средствами её осуществить; определяет начало и конец игры. Чтобы игра была увлекательнее, он мобилизует приобретенные знания, умения, полученные в процессе повседневной жизни, на занятиях, в труде. В играх, особенно в самостоятельных, ярко выражаются чувства и отношения дошкольников к окружающему миру, к людям, их делам.
Таким образом, в игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. Возможности для проявления самодеятельных форм поведения, которыми располагает игра, очень важны для каждого ребенка: он может играть свободно (а не в определенных организованных рамках, характерных, например, для занятий, труда). Соответственно и педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями в ней своеобразно. Здесь не приемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу выбора игры, распределения ролей, соблюдения правил и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решений. На поведение ребенка, его взаимоотношения с товарищем или группой сверстников педагог может влиять не только прямым образом, но и через роль, опираясь на образ, передаваемый в игре.
Известно, что игры детей имеют как бы два плана взаимоотношений, тесно связанные между собой: воображаемые, которые строятся в соответствии с принятой ролью, сюжетом, и реальные отношения детей как участников совместной игры. Эти отношения иногда совпадают (или почти совпадают). Такое положение радует воспитателя: значит, дети его группы умеют не только придумывать хорошие игры, в которых отражаются ценные стороны социальной жизни людей, но они – товарищи по общей игре – уже неплохо овладели нормами и правилами положительных взаимоотношений. Без этих навыков ребята не смогут договариваться (исходя из правил дружбы, товарищества и вообще из правил нравственного поведения) о предстоящей игре и необходимом материале, распределять роли, уточнять в ходе игры дальнейший план действий и т. п. Вместе с этим эти два вида отношений не тождественны. При вполне благополучном сюжете могут проявляться и явно и скрытно негативные реальные взаимоотношения : дети как бы выходят временно из игры, превращаясь в обыкновенных ребят, и действуют так, как они могли бы действовать в быту: резко выдавать недовольство, не подчиняться и т. д. (исследования А. П. Усовой).
Необходимо также развивать желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие и справедливость.
Существуют примерно следующие показатели состояния дружбы между детьми в группе :
1. Предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особо заметные между отдельными детьми, но проявляющие не в ущерб другим.
2. Интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей.
3. Проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры, помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, для группы, желание выручить товарища.
4. Известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости, получая при этом удовлетворение.
5. Выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по указанию, совету взрослого); дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.
Данные показатели могут послужить для воспитателей ориентиром, к которому они станут стремиться при воспитании у детей старшего дошкольного возраста дружеских чувств и отношений.