Проект «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей»

Шохагат Оланян
Проект «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Аленушка»

Проект

«Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей

старшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Тип проекта: Творческий, практический, познавательный.

Вид проекта: Долгосрочный, групповой, игровой.

Срок реализации: Января 2018- Май 2019 г.

Количество участников проекта: 26 детей, 1 воспитатель, родители детей.

Возраст детей: 5 – 7 лет (старшая – подготовительная группа).

Совместная деятельность

Режимные моменты: утренние и вечерние часы.

Актуальность проекта:

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

Для воспитания коллективных взаимоотношений дружба имеет большое значение. Особую педагогическую значимость приобретают содержание и формы общения детей. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что дружеские отношения дошкольников формируются в общении со сверстниками. Нравственные основы дружеских отношений не родятся в душе человека сами собой. Чувство дружбы, товарищества развивается и культивируется и в детском образовательном учреждении и в семье, воспитателями и родителями, которые в этот период жизни являются для ребенка главным авторитетом.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Объектом проекта

является процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта:

развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи средствами инновационных технологий

Цель проекта:

воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.

Задачи проекта:

1. Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

2. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, ориентируясь на метод сопереживания;

3. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

5. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях;

6. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.

Обеспечение проектной деятельности

Создание предметно-развивающей среды и методического материала:

1. Создание психологического уголка;

2. Изготовить накидки на 2 мягких кресла: по цвету желтая и салатовая для снятия мышечного напряжения и профилактика утомляемости глаз;

3. Оформление фотоальбомов «Это Я»;

4. Изготовить веселые сюжетные коврики;

5. Подбор «волшебных предметов» (шляпы, накидки, короны, волшебные палочки, чудесные башмачки, волшебные туфельки и др.);

6. Изготовить: коробочку примирения, мешочек настроения, подушку для битья, копилку добрых дел, доску настроений;

7. Оформить альбом с правилами: доброты, честности, вежливости, правила настоящей дружбы;

8. Создание картотек игр и ситуаций по всем разделам проекта.

Этапы реализации проекта

Этапы работы

Мероприятия

Сроки

1-й этап

Подготовитель-

ный

Диагности-

ческий

Январь

2018г.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения.

Подборка диагностического инструментария для диагностики

эмоционального состояния коммуникативной деятельности детей.

Февраль

2018г.

Диагностика родителей.

Диагностика детей.

Февраль 2018г.

Разработка перспективного плана мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков общения у детей.

Март

2018г.

2-й этап

Основной

Реализация проекта.

Повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения (родительские собрания, консультации, круглые столы).

В течение

Апреля

2018г.

Май

2019 г.

Формирование коммуникативных навыков общения у

детей, развитие эмоциональной сферы через:

образовательную деятельность;

беседы;

игровая деятельность, активизирующая общение;

обыгрывание проблемных ситуаций;

экскурсии;

чтение художественной литературы.

В течение

Апреля

2018г.

Май

2019 г.

3-этап

Заключитель-

ный

Подведение итогов по реализации

проекта.

Май 2019года

Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков с

детьми старшего дошкольного возраста

п / п Тема Цель и

Содержание работы с детьми Формы работы срок

1 2 3 4 5

1 «Встреча

с другом»

Формировать опыт социального взаимодействия. Обобщать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.

Развивать умения высказываться

и слушать высказывания

собеседника.

1. Беседа «Мои мысли»;

2. Упражнения на преодо-

ление замкнутости, скованности «Путаница», «Котята» ;

Игровая ситуация «Ко мне приехал друг»

3. Чтение рассказа Осеевой «Отомстила»

4. Просмотр и обсуждение электронной презентации «Как вести себя с друзьями и родственниками».

Апрель

2

«Добро

и зло»

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и зло, показать,

каким эмоциональным состоянием

они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

1. Игровая ситуация «Два волшебника: добрый и злой»

2. Беседа о добрых и злых людях

3. Рассматривание иллюстрации

«Кто обидел маленького

мальчика».

4. Тренинг эмоций

5. Рисование на тему: «Добрый и злой».

Май

3

«Наше настрое-

ние»

Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением

у добрых и злых людей; показать

в доступной форме изменчивость

настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управле

ния и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное

состояние детей.

1.«Диагностика настроения детей».

2. Игра «Волшебный мешочек».

3. Беседа «Расскажи о своём настроении».

4. Музыкально-дидактическая игра для развития мимики и артикуляции

«Угадай настроение».

Июнь

4

«Хорошо ли быть злым?»

Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» - «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких

людей, знакомых, побуждать

к оказанию помощи;

учить детей конструктивным

способом снятия напряжения,

связанного с чувством злости.

1. Игра «Цветик - семицветик».

2. Беседа «Придумывание историй».

3. Разыгрывание ситуации «Разними дерущихся мальчиков», «Помирись с другом, которого ты обидел».

4. Игра «связующая нить.

5. «Лепим сказку».

6. Чтение ст. Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Июль

5

«Наши страхи»

Учить говорить о чувствах вслух

(в данном случае о негативных переживаниях); дать детям возможность отреаги-

ровать страхи; показать способы совладения с ними; воспитывать чувство уверенности в себе.

1. Беседа о страхах.

2. Упражнение «Страшно и

не страшно».

3. Нарисуйте свой страх и порвите свой рисунок.

4. Рассказывание р. н. сказки

«У страха глаза велики».

Август

6

«Я и окружаю

щие»

Способствовать развитию

осознанного отношения

к социальным нормам поведения;

побуждать детей совершать добрые дела, поступки к сверстникам

и окружающим людям.

1. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старик сажал яблони».

2. Д/игры «Плохие поступки: хорошие поступки», «Окажи внимание другому».

3. С/игра «Детский сад».

4. Игры: «Прорви круг», Пово- дырь», «Жмурки», «Связующая нить», «Клеевой дождик».

Сентябрь

7

«Погово

рим о доб

роте».

Обобщить представления детей о

доброте и эмоциональных состоя-

ниях, которые соответствуют этому

понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное

состояние человека с помощью

мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».

1. Беседа – рассуждения «Помоги волшебнику».

2. Чтение басни Л. Н. Толстого «Два товарища, чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова, чтение сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова).

3. Беседа по пословицам о добре,

4. Коллективная творческая работа «Дерево доброты».

5. Игры «Доскажи словечко», «Хорошо-плохо».

Октябрь

8

«Ссора»

Учить детей анализировать поступ-

ки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные

эмоциональные переживания:

дружелюбие и враждебность.

Знакомить детей конструктивными

способами решения конфликтных

ситуаций и способствовать их усвое- нию и использованию в поведении.

1. Беседа «Ссора двух подруг»

2. Игра «Дружба начинается

с улыбки».

3. Рисование на тему «Помирились»

4. Прослушивание песни «Голубой вагон».

Ноябрь

9

«Как справиться

с упрямст-

вом?»

Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами

доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции

поведения, контроля эмоций.

1. Прочтение сказки

«Упрямые козы».

2. Игра «Два барана».

3. Беседа «Будь внимателен

к другому».

4. Смешной рисунок.

Декабрь

10

«Как по

мириться»

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему. Учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении

с близкими ласковые обороты. •

1. Беседа "Из-за чего мы ссоримся".

2. Разучивание мирилок.

3. Игра «Волшебный клубочек».

4. Игра «Колдун».

5. «Коврик примирения»,

«Руки знакомятся, руки

сорятся, руки мирятся».

6. Аппликация «Подарок другу».

Январь

11

«Правила дружбы»

Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре.

1. Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда».

2. Беседа «Дружбой дорожить умейте».

3. Повторение пословиц о дружбе.

4. Дидактическая игра «Оцени поступок».

5. Коллаж: «Дерево дружбы»

(лепка).

Февраль

12

«Учимся управлять своими эмоциями

в кон-

фликтных ситуациях»

Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разреше-ния конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного

смысла художественных произве-

дений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с по-

мощью мимики. Взрослый показы-

вает детям Волшебную книгу, в которую они будут записывать

добрые поступки. Беседует с детьми

о тех добрых делах, которые они успели совершить вместе с детьми анализирует их и записывает в Волшебную книгу.

1. Прослушивание рассказа

«Лучший друг».

2. Беседа по содержанию.

3. Игра «Угадай настроение».

4. «Падающая башня».

5. Рисование «Дерево радости». 6. Игры и упражнения направленные на развитие

языка жестов, мимики и пантомимики:

«Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи без слов».

Март

13

«Знакомст-

во детей со способами реагирова-

ния на гнев взрослых»

Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я».

1. Чтение В. Осеева «Кто

наказал его?»

2. Беседа-обсуждение.

Апрель

14

«Музыка волшеб-ных слов»

1. Обогащать представления детей

о правилах речевого поведения во время знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми.

2. Развивать умение использовать этикетные выражения, принятые в этой ситуации, вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

3. Воспитывать доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого.

1. Игровая ситуация «Волшеб-

ные слова».

2. Дидактическая игра «Приветствие».

3. Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».

4. Дидактическая игра «Вспомни слово».

5. Составление творческих рассказов: «Город вежливости»,

6. Экскурсия в библиотеку

«Ежели вы вежливы».

Май

Диагнос-

тика

Май

Содержание работы с родителями

Направление работы

Содержание.

Информационно-рекламная деятельность

Оформление: памятки «Волшебный справочник добрых слов и выражений»; рекомендаций «Пожелание родителям», «Информационный калейдоскоп», картотеки коммуникативных игр, мини – библиотека по заданной теме.

Индивидуальные и групповые консультации

Консультации:

«Как научить вежливости»,

«Ребёнок-зеркало семьи»,

«Фантазия-лучшее средство от скуки»,

«Дети и родители: как мы разговариваем»,

«Хорошие и дурные манеры»,

«Чему способствуют игры детей?»,

«История детской агрессивности»,

«Правила поведения в процессе общения с детьми.

Совместная деятельность детского сада

и семьи

Рекомендации для выполнения заданий дома:

Чтение художественной литературы,

Повторение стихотворений,

Оформление пословиц.

Совместная художественно-творческая деятельность: рисунки, поделки по теме проекта;

посещение библиотеки, Дома культуры, музыкальной школы, спорт-комплекса, составление плакатов, памяток, рекомендаций, альбома, фотогазеты.

Участие родителей в разных видах деятельности в детском саду.

Оформление материала по проекту.

Сотрудничество с родителями

Анкетирование родителей, посещение семей. Просветительная работа, практическая подготовка по вопросам воспитания культуры общения. Проведение круглого стола по теме.

Продукты проекта:

• Выставка рисунков «Город волшебных слов».

• Оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», «Стихотворения на тему: «Этикет общения».

• Коллаж «Дерево дружбы».

Прогнозируемые результаты

Дети должны знать:

• речевые формулы этикета; общения;

• эмоциональные состояния людей в процессе общения;

• способы и правила дружеских взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и с взрослыми;

• нравственные качества людей, их поступков;

• взаимосвязь людей в обществе.

Дети должны уметь:

• осознанно выбирать этикетные формы общения в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, собеседника, цели взаимодействия;

• отбирать речевые формулы этикета, линию поведения, вспомогательные средства общения для эмоционального расположения собеседника, с учётом эмоционального и физического его состояния;

• строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми;

• соблюдать привычки культурного общения с людьми в общественных местах;

• контролировать свои действия и поступки, проявляя нравственные качества личности;

• самостоятельно организовывать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог с взрослыми и сверстниками;

• владеть культурными формами ведения спора, проявлять активность в коллективных обсуждениях, иметь свою точку зрения на обсуждаемую тему;

• активно проявлять творчество в процессе общения.

Заключение:

Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнера. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе

дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.

Список литературы:

1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2. Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.

4. Давыдов В. В., Петровский В. А. и др. Концепция дошкольного воспитания.

5. Типовое положение о дошкольном учреждении.

6. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.

7. Бычкова С. С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».

8. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций».

9. Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».

10. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению».

11. Панфилова М. А. «Игротерапия общения».

12. Рылеева Е. В. «Вместе веселее!».

13. Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»

14. Марциновская Т. Д. Методика «Два домика».

15. Урунтаева Г. А, Афонькина Методика «Рукавичка».

16. Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.

17. Урунтаева Г. А. Таблица проявления поведенческих расстройств.

18. Фокина Е. К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет).

19. Степанова Г. Б. Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10).

20. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.

Публикации по теме:

Проект «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» П Р О Е К Т «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Актуальность темы: * Экологическое воспитание на современном.

Формирование культуры общения у детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх Аннотация: в статье раскрывается важность формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста, а также, при каких педагогических.

Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстникамиФормирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.

Инновационный опыт «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Проблема: В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео - играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Проект «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей»
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 01:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «8 марта у малышей»
На праздник мам малыши ясельной группы дружно взяли в руки флажки, и смело вошли в зал. Прошагали, положив их на плечики, помахали флажками, скрещивая и...
Мастер-класс по конструированию из гофрированной бумаги «Заколка для сестрёнки»
Сегодня я расскажу, как сделать заколку с розочкой из гофрированной бумаги. Но вначале хочется рассказать немного вам о этой бумаге. Гофрированная...
Наша первая выставка детских работ в технике оригами
Дети очень любознательны и активны, им постоянно нужно что-то делать. Лучший способ им помочь – это направить энергию в правильное русло. В своей группе я...
«Масленица шумная, весёлая, озорная!» Фотоотчет о празднике в детском саду
«Масленица — мокрохвостка! Приезжай домой со двора, Отошла твоя пора! У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху!...
Конспект НОД во второй младшей группе по теме: «Ознакомление с малыми фольклорными...
Конспект НОД во второй младшей группе по теме: "Ознакомление с малыми фольклорными формами" . Задачи: -уточнять представления детей о загадках; -учить...