Папки-передвижки

Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях введения ФГОС до

Бобина Татьяна
Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях введения ФГОС ДО».

В практике дошкольного образования усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», осуществляется главным образом в процессе духовно-нравственного воспитания.

Публикация «Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях введения ФГОС до» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс содействия развитию эмоционально-личностной сферы детей, создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, определяющих дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование личности.

Одной из важнейших задач педагога становится поиск эффективных средств осуществления и оптимизации духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОО. Это становится актуальным в русле выполнения требований ФГОС ДО при решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Мы рассмотрим отдельно понятия «духовность» и «нравственность», так как именно их содержание связано с процессом формирования ценностной структуры личности человека.

В настоящие время большое количество научных трудов посвящено изучению феномена духовности.

Н. П. Шитякова рассматривает понятие «духовность» как «показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов», как «способность к самоопределению, самореализации, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир».

Н. Н. Никитина определяет духовность как «особый эмоциональный настрой личности, проявляющийся в тонких движениях души, обострённом восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких связей между людьми, в основе которых-чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии».

И. А. Колесникова понимает под духовностью онтологически обусловленное состояние, неотъемлемое от человека, переживаемое целостно, проявляющееся на определенной стадии индивидуально-личностного развития»

Таким образом, духовность можно определить как потребность и способность личности в присвоении и реализации смыслообразующих жизненных ценностей, познание и осознание себя в мире.

Сущностью духовности можно считать совокупность впечатлений, идей и ценностей, которые так или иначе образуются в сознании и реализуются в действительности.

Истинно духовное воспитание, по мнению Н. Н. Никитиной, не может быть безнравственным.

Нравственность-социально-психологическая категория, определенный уровень развития личности, при котором усвоенные ею (личностью) нравственные ценности социума становятся регулятором ее жизни.

Сущностью нравственности можно считать осознание и принятие или непринятие моральных норм и правил общества, осмысленное использование их требований.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственность-это внешнее проявление духовности.

Духовно-нравственное воспитание-интегрированное понятие, основа которого- высшие человеческие ценности, формирующие внутренний мир личности на протяжении всей жизни.

Согласно теории В. Я. Попова, можно выделить следующие этапы формирования духовно-нравственной сферы личности : «этап элементарной духовности, охватывающий период младенчества и сопровождающийся явлениями импринтинга и сенситивности; этап общественно-ориентированной духовности, который можно подразделить на два периода- активно-доверительной социализации и осознанной социализации, охватывающий детско-подростковый период; и третий этап духовного становления личности-этап духовной саморегуляции».

Основы духовно-нравственных качеств закладываются в младенчестве: в сознании ребенка на основе импритинга и сенситивности формируется (приобретаются психические новообразования) определённое отношение к окружающему миру, закладываются начала добра, любви, красоты. В младенчестве появляются первые эмоции, которые становятся ответной реакцией на раздражители, таким образом начинает формироваться эмоционально-личностная сфера.

В дошкольном возрасте происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм, которые впоследствии и при определенных условиях накладываются на приобретенный в младенчестве эмоционально-личностный опыт и становится внутренним «Я» детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, т. е. формируются основы духовно-нравственных ценностей.

Учитывая положения «Концепции духовно- нравственного воспитания и развития гражданина России» и особенности развития детей, можно выделить две группы ценностей, которые являются основой для формирования духовно-нравственной сферы личности :

- семейные (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, моральные ценности);

- культурные (произведения искусства, национальные праздники).

Установлено, что у большинства детей среднего и старшего дошкольного возраста уже сформировано потребительское мировосприятие и отношение к жизни, материальные ценности преобладают над духовно-нравственными, а уровень сформированности духовно-нравственноой сферы личности детей среднего и старшего дошкольного возраста преимущественно колеблется от среднего к низкому.

Можно констатировать факт, что процесс духовно-нравственного воспитания и соответствующая работа по формированию норм, ценностей, принятых в обществе, в условиях детского сада ведутся, однако нуждаются в углублении и оптимизации. Систематическое отслеживание динамики развития духовно-нравственной сферы личности дошкольника на основе показателей позволит педагогу выстроить содержание деятельности в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», скорректировать при необходимости педагогический процесс в целом и индивидуальные образовательные маршруты детей в частности.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях введения ФГОС до
Опубликовано: 8 июня 2020 в 10:49
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях введения ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Бобина Татьяна (УИ 1330814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД