Анастасия Веселкова
Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Описание проекта:
Основания для инициации проекта:На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии речи ребенка является формирование фонематического слуха. Почему эта проблема актуальна?
Задержка или нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
Цель проекта:Развитие фонематического слуха детей 4 - 5 лет.
Задачи проекта:
1. Повысить уровень профессионального мастерства и компетентности.
2. Ознакомить родителей с проектом и привлечь их к совместной деятельности.
3. Разработать рабочую программу по развитию фонематического слуха детей 4- 5 лет.
Вид проекта:
- Творческий;
- Групповой;
- Долгосрочный.
Участники проекта:
- Дети II младшей группы;
- Воспитатели;
- Родители.
Результат проекта:Уровень развития фонематического слуха детей повысился на 30 %.
Критерии успеха проекта:
- Результат соответствует цели.
- План выполнен.
- В сроки уложились.
Период реализации проекта:Сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
План проекта:
Мероприятия проекта:
Самореализация:
1. Показ открытых мероприятий (игры, развлечения, праздники);
2. Отчёт по теме самообразования;
3. Выступление на итоговом педсовете.
Подготовительный этап:
1. Изучить методическую и художественную литературу по данной теме:
А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
Т. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» и другую.
2. Составить план реализации основного
этапа проекта.
Основной этап:
1. Провести мониторинг детей;
2. Пополнить предметно-пространственную среду;
3. Создать картотеку дидактических игр по развитию фонематического слуха детей 3 – 4 лет.
Итоговый этап:Обработка результатов по реализации проекта.
Работа с родителями:
СЕНТЯБРЬ
1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»
2. Оформить информационный стенд для родителей.
ОКТЯБРЬ
1. Представление на родительском собрании темы проекта «Развитие фонематического слуха детей 4 - 5 лет с помощью дидактических игр».
2. Консультация «Развиваем фонематический слух детей».
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ
1. Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры.
2. Папка-передвижка «Игры с детьми на развитие фонематического слуха».
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ
1. Консультация «Учим ребёнка общаться».
2. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 4 - 5 лет.
МАРТ
1. Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи.
АПРЕЛЬ - МАЙ
1. Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика для детей».
2. Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика с детьми».
Игры для развития у детей фонематического слуха
Ушки – слушки.
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, стеклянные стаканы, бумагу. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, педагог воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети должны узнать звуки и называть предметы их издающие.
Где звенит?
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит колокольчиком. Дети. Не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
Послушай и назови нужное слово.
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определенным звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж
Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
З
Заяц, заяц,
Чем ты занят?
Кочерыжку разгрызаю.
А чему ты, заяц, рад?
Рад, что зубы не болят.
Поймай слово.
Детям дается задание поймать слово с заданным звуком, а именно, хлопнуть в ладоши. Когда взрослый назовет слово, имеющее загаданный звук (например, шишка. Кошка, шаль, шорох – Ш).
Тихо – громко говори.
Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Дети заучивают скороговорку (с учетом отрабатываемого звука, например, при отработке звука Л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».
Предложить произнести скороговорку сначала шепотом. Затем тихим голосом, а потом громко.
Отгадай-ка, что звучит.
Детям наглядно объясняют, как звучит тот или иной музыкальный инструмент (бубен, барабан, маракас, колокольчик). Затем эти же звуки повторяют, но так, чтобы дети не видели музыкальные инструменты, а называли их на слух.
Зайка на лужайке.
Детям нужно показать, как должен вести себя зайчик в зависимости от погоды. Если солнечно, то зайка прыгает на лужайке, если идет дождик, то зайка прячется под «кустик». Погоду определяет взрослый при помощи звуков музыкальных инструментов (солнечно – звенит бубном, дождик – бьет в бубен).
Хлопни, как я.
Взрослый производит по 3, 4, 5 хлопков с разным набором пауз, а ребенок повторяет за ним.
Мишка и зайчик.
Цель: учить детей определять темп звучания музыкального инструмента (быстро, медленно) и выполнять движения в зависимости от темпа.
Предлагаем поиграть: «Мишка ходит медленно. Покажите как. А зайчик прыгает быстро. Как прыгает зайчик? Покажите. Когда я буду стучать в бубен медленно, вы должны ходить как мишки, а когда я буду стучать в бубен быстро, вы должны прыгать как зайчики».
Затем предложите роль ведущего детям, чтобы они сами попробовали постучать в бубен в разном темпе.
Барабанщик
Для игры используется барабан с палочками. Предлагаем ребенку постучать в барабан медленно, быстро; тихо, громко; повторить простой ритмический рисунок.
Телефон
Взрослый тихо на ушко говорит слово первому ребенку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т. д. последний ребенок говорит слово вслух.
Делайте, как скажу, а не как покажу.
Взрослый говорит одно, а делает другое. Дети выполняют то, что говорит взрослый.
Доскажи словечко
Взрослый произносит четверостишие, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово. Например,
Без разгона ввысь взлетает.
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Винтокрылый (вертолет).
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные (подушка).
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту (дверь).
От грязнули даже стол
Поздним вечером (ушел).
Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то (спички).
Тебе кукла, а мне – мячик.
Ты – девочка, я - (мальчик).
Говорила мышка мишке:
До чего люблю я (книжки).
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую (лису).