Получи документы

Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок

Павликова Зоя
Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок

Вашему вниманию представляется работа на тему: «Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок».

Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Устная речь широко используется в жизни каждого человека.

Публикация «Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок» размещена в разделах

К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится развитие устной речи. Именно поэтому в многогранном воспитательном процессе, осуществляемом в дошкольных учреждениях особое внимание, помимо общего развития ребенка, уделяется формированию у дошкольников устной речи, так как она является предпосылкой успешного развития детей в дальнейшем. Процент детей с ОНР с каждым годом становится больше как в массовых учреждениях, так и в специальных учреждениях.

Проблемой формирования устной речи у детей с ОНР занимались многие авторы. В их исследованиях прописаны особенности работы по развитию и коррекции речи детей с ОНР, методы, приемы, содержание.

Меньше внимания уделяется исследованию формирования речи. Исследователями высказывается мысль о необходимости использования разных режимных моментов с целью развития и коррекции устной речи у детей с ОНР.

Проблема в развитии устной речи детей с ОНР продолжает оставаться актуальной. Необходим поиск интересных приемов и форм работы.

Главная идея показать, что прогулка - один из режимных моментов, во время, которого воспитатель может эффективно решать задачи по развитию и коррекции устной речи детей.

При планировании коррекционно-развивающей работы мы опирались на рекомендации и положения, представленные в литературе по воспитанию и обучению детей с нарушениями речи.

Предлагаемый материал составлялся с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале и оборудовании, повышающем интерес и побуждающим интерес ребенка к активной и познавательной, творческой и игровой деятельности - основной деятельности детей этого возраста.

Работа по формированию устной речи у дошкольников проводится во время прогулок, в процессе подготовки к прогулке, а также после проведения прогулки.

Основной целью является - развитие и коррекция устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

-способствовать развитию и коррекции фонетико-фонематической стороны речи;

-способствовать развитию и коррекции лексико-грамматической стороны речи;

-способствовать развитию и коррекции связной речи.

В основу коррекционно-развивающей работы были положены следующие принципы: принцип наглядности; принцип системности; принцип систематичности; принцип прочности; принцип сознательности; принцип активности; принцип доступности.

Во время прогулок мы успешно решаем задачи, связанные с развитием и коррекцией речи детей. Прогулки имеют богатый потенциал в этой области. Правильно подобранные игры во время прогулки, грамотно организованная деятельность детей – все это используется с целью решения задач по развитию речи воспитанников.

В ходе работы используем словесные, наглядные и практические методы. И самые разнообразные приемы: напоминание, рассматривание, вопросы к детям, показ, рассказ, уточнение, демонстрацию, разъяснение, объяснение, проблемно-поискового задания, обследование, сюрпризный момент, чтение стихов, заучивание скороговорок, потешек. В работу активно включаются игровые приемы.

В процессе организации и проведении прогулок выделено условно 3 этапа: подготовительный (подготовка к прогулке, основной (прогулка, заключительный (возращение с прогулки).

Организуя работу на подготовительном этапе, мы используем различные методы и приемы: рассказ педагога, демонстрация, беседа, работа с загадками, различными видами вопросов и т. д., различные сюрпризные моменты, которые (готовят детей к тем видам деятельности, которые будут реализовываться во время прогулки). Проводим с детьми беседы на различные темы.

Во время таких разговоров, бесед мы помогаем детям осмыслить события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности.

Детей учим планировать свое поведение, свою деятельность на прогулке и после прогулки и отражать это в речи. Содержание бесед, тематика вопросов, заданий связана с изучаемой лексической темой, темой недели, а также с теми видами деятельности, которые предлагаются детям на прогулке.

Внимательно следим за звуковой стороной речи (в соответствии с этапом логопедической работы, индивидуальными особенностями каждого ребенка и т. д.) Совершенствованию звукопроизношения способствует использование чистоговорок, пословиц на данную тематику, содержащих изучаемые звуки (этап автоматизации).

В процессе работы над речевым материалом, обращается внимание на грамматическую сторону речи.

Одновременно с речевыми упражнениями, детям предлагаем упражнения по развитию мелкой моторики. Так, одевая детей на прогулку, проводим пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворениями, закличками, потешками и т. д.

На основном этапе - на самой прогулке большое внимание уделяем наблюдениям (заранее планируемым, в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Использование стихотворений на определенную тему в процессе наблюдений и рассматриваний помогает усилить впечатления детей от прогулки, а также решить речевые задачи. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

В процессе наблюдений во время прогулки уделяем внимание закреплению навыка высказываний по наглядному восприятию, закрепление умения составлять сложные предложения и рассказы. Например, когда проводилось запланированное наблюдение за перелетными птицами, дети вспомнили всех перелетных птиц (предварительная работа была проведена перед прогулкой – рассматривание иллюстраций с изображением птиц). Дети вспомнили и постарались отгадать по голосам птиц, которые живут на участке, отгадали про них загадки, рассмотрели и описывали особенности.

Одной из основных видов деятельности на прогулке, является игровая деятельность. В процессе прогулок используем различные игры: подвижные, малоподвижные, игры со строительным материалом, народные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т. д. Подбираем игры особым образом – содержащие необходимый речевой материал. Так, например, дети играют в подвижные игры, в процессе которых решаются задачи по автоматизации звуков.

Всегда большой интерес у детей вызывает целевая прогулка, дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность, а так же осуществляется развитие лексико-грамматического строя (развитие активного и пассивного словаря, развивается умение употреблять в речи прилагательные, существительные, глаголы).

Когда с детьми мы совершили целевую прогулку в городской парк г. Кунгура для ознакомления детей с архитектурными памятниками города (памятник Никите –летуну, памятник купцу А. С Губкину), у детей был неподдельный интерес. Они задавали очень много вопросов особенно, когда знакомились с памятником Никиты–летуна, одного из первых покорителей неба (Когда этот человек жил? Почему у него за спиной крылья? Из чего памятник сделан? И многие другие вопросы)

В своей работе мы используем различные виды прогулок : прогулка-наблюдение,прогулка-задание,прогулка-задача,прогулка-поход, комбинированная –прогулка и др.

Заключительный этап (возвращение с прогулки) .

После проведения прогулки детям предлагаем различные виды деятельности (зарисовка схем, составление альбомов, чтение стихов, игры и др., в процессе которых решаем задачи по развитию всех сторон устной речи. После прогулки мы также проводим беседы по содержанию прогулки («Чем занимались на прогулке,«Какие игры играли, что наблюдали?» и т. д.).В ходе этих бесед в очередной раз решаем задачи по развитию всех сторон речи. Дети рассуждают, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об увиденном, о выполненной работе…

Работа по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи эффективна при реализации следующих условий.

Проанализировав результаты нашей работы можно подвести итог,что дети с ОНР приблизились по уровню развития языковой способности к показателям нормально развивающихся детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Они какие?» Образование относительных прилагательныхДидактическая игра «Они какие?» Образование относительных прилагательных Дидактические игры очень часто используются в работе учителя-логопеда. При помощи игры ребенок быстрее усваивает задаваемый материал, развивается.

Решение задач образовательной области « Социализация» в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по решению задач образовательной области Социализация в самостоятельной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок
Опубликовано: 25 апреля 2015 в 16:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД