Получи документы

Развитие коммуникативности старших дошкольников на музыкальных занятиях посредством танцевально-игровой деятельности

Катлинская Елена
Развитие коммуникативности старших дошкольников на музыкальных занятиях посредством танцевально-игровой деятельности

Развитие коммуникативности старших дошкольников на музыкальных занятиях посредством использования танцевально-игровой деятельности.

Цель: обеспечить успешное развитие коммуникативности каждого ребенка в детском коллективе.

Задачи:

- создать условия для знакомства детей, доверительного общения с другими;

Публикация «Развитие коммуникативности старших дошкольников на музыкальных занятиях посредством танцевально-игровой деятельности» размещена в разделах

- формированию у детей интереса друг к другу, способствовать запоминанию имен, внешности других детей (в новом коллективе);

- создать комфортную психологическую атмосферу, обстановку, в которой дети легко вступают в контакт друг с другом;

- развивать коммуникационные умения детей;

- воспитывать доброжелательные отношения к другим детям, положительное отношение к дружбе;

- способствовать развитию музыкальности детей.

Актуальность проблемы.

В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Формирование отношения ребёнка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания - процесс сложный и требует от педагога немалых профессиональных усилий и эмоциональных затрат.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Положительное формирование социально-личностных качеств во многом зависит от того, в какой мере ребенком осваивается культура общения и отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

В нашем детском саду большое внимание уделяется развитию коммуникативной сферы ребенка, ведь согласно новым требованиям федерального государственного стандарта образования Российской Федерации, одним из аспектов образовательной среды является характер взаимодействия ребенка дошкольного возраста с другими детьми, с взрослыми.

Коммуникация (или умение общаться с другими людьми)зарождается и наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Общение детей происходит в различных видах деятельности общеобразовательного процесса, в том числе и в музыкальной деятельности.

Эффективность музыкально-игровой деятельности, заключается в том, что она создает главное условие для развития дружеских отношений между детьми - эмоционально-положительную атмосферу, где каждый должен не только проявлять свое творчество, но сотрудничать, создавать образ, выполняя правила игры, учитывая мнение коллектива. Это помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса. «Вместе» радоваться музыке, вместе преодолевать трудности, вместе идти по пути творческого развития.

Деятельность музыкального руководителя по обеспечению необходимых условий для коммуникативного развития детей включает :

-организацию предметно-пространственной среды (использование различных атрибутов, масок, музыкальных и шумовых инструментов)

-создание для детей ситуаций коммуникативной успешности (в несложных, но весёлых музыкальных танцах-играх дети, в т. ч. и дети с ОВЗ, получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить и проявить);

-стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций (в танцевально-игровой форме дети осваивают движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи);

-мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения (коммуникативные танцы-игры построены в основном на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, тактильный контакт еще больше способствует развитию доброжелательных отношений);

-моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками, в т. ч. с детьми с ОВЗ (Происхождение музыкальных игр связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка, дает ему уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, формированию положительной самооценки);

-формирование познавательного интереса (любая музыкальная игра, танец должны расширять кругозор ребенка, раскрывать разнообразие и целостность окружающего мира).

Музыкально - игровой материал очень разнообразен - это пальчиковые игры, игры-упражнения, музыкально-ритмические и подвижные игры, попевки, игры-сказки, игры со словом, театрализованные игры, коммуникативные танцы-игры. Все это дает детям возможность ощущать целую гамму чувств и переживаний, передавать различные настроения и разные характеры персонажей, что дает стимул к творчеству, к совместной деятельности, сотрудничеству, коммуникабельности.

Особое место в развитии коммуникативных навыков занимает танцевально-игровая деятельность, в которой применяются танцы и игры, способствующие развитию навыков общения. Дети учатся распознавать эмоции других, у них формируется позитивное отношение к другим людям, формируется умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 5-6 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью, либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Нам, взрослым необходимо найти гармонию в отношениях между детьми старшего дошкольного возраста.

Идея В. А. Сухомлинского: «Ввести ребенка в мир человеческих отношений» - является актуальной задачей развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Коммуникативное общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется посредством различных методов и приемов. Одним из таких приемов являются коммуникативные танцы и игры.

Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру.

Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника.

Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Коммуникативная игра –это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Значение коммуникативных игр :

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается вжизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции. Музыка тесно связана с моторно - мышечными и интонационно –речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

Музыкальные коммуникативные игры –это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.

Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами игруппой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Компоненты коммуникативного танца просты : шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы : различные части иллюстрируют различное движение.

Взаимодействие с другими детьми помогают ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки». В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Формируется динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развитие эмпатии и сочувствия к партнеру.

Коммуникативные танцы и игры способствуют развитию эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и правильно оценивать личность в целом.

На занятиях и вне занятий необходимо создать условия для художественного освоения ребенком окружающей действительности. Ребенок самостоятельно делает выбор в выполнении задания, использование соответствующих выразительно-изобразительных средств для воплощения образов, но одновременно соподчиняет свои желания законам “игрового сообщества”.

В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, этюдах дети, проявляя свое собственное, личное отношение к окружающим, превращаются в различных героев, которые могут находиться в различных настроениях, эмоциональных состояниях. Предлагаются ситуации, выход из которых должны найти сами дети, широко используются приемы фантазирования.

Использование коммуникативных игр и танцев открывает у ребенка возможность видеть и понимать себя, своих друзей и окружающих взрослых, помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов человеческого общения. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом

Изучение психолого-педагогической литературы позволило дать определение коммуникативного танца : это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.

Навыки невербального общения в коммуникативном танце - это действия, сформированные путем повторения, включающие ориентирование в пространстве, оптимальное движение, согласованность движений, понимание и передачу невербального сообщения партнеру.

Коммуникативные танцы в танцевально-игровой деятельности занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело.», то лучшего материала для детской деятельности просто не придумаешь.

Коммуникативный танец включает в себя все три стороны общения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная)

Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В коммуникативных танцах развивается и динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения Компоненты коммуникативного танца просты : ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети тщательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы : различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцующими помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: параллельные линии, звездочку, змейки, продвижение вперед и назад и т. п.

Следовательно, танец способствует пониманию и взаимопониманию между партнерами; устанавливает и регулирует отношения и выражение чувств; развивает самопознание и познание других людей.

У ребенка, в процессе разучивания коммуникативных танцев укрепляется позитивное самоощущение, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, значимости в детском коллективе; сформированной положительно самооценки.

Работа с детьми в дошкольном учреждении показала, что в процессе непосредственной образовательной деятельности некоторые дети не хотят танцевать друг с другом, вырывают свою руку из рук партнера. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят танцевать друг с другом.

А причиной этого является то, что ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, становится неинтересным для окружающих, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым. В результате - уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого ребенка, жалобы педагогу. Все это может привести к: возрастанию робости в контактах, замкнутости или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Проанализировав программы по музыкальному воспитанию, можно отметить, что в каждой из них представлены коммуникативные игры и танцы.

Так, в программе «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой коммуникативные игры и танцы представлены в разделе пляски, игры, хороводы. Основная цель этого раздела – дать возможность детям двигаться под музыкальное сопровождение, закрепить в непринужденной атмосфере музыкально-ритмические движения, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные навыки. Классическим примером коммуникативной игры является игра «Ищи» муз. Т. Ломовой; игра «Будь ловким» муз. Н. Ладухина. Неоценимую помощь в развитии коммуникативных отношений оказывают хороводы.»По малину в сад пойдем», муз. А. Филиппенко, «Каравай»- р. н. м.,»Кто у нас хороший»- р. н. м. и др. В программе внимание уделяется и массовым танцам. Примером массовых танцев являются «Поссорились – помирились», муз. Е Вилькорецкой, (младшая группа,»Веселая девочка Таня» муз. А. Филиппенко, (средняя группа, «Приглашение» - (украинская народная мелодия,»Найди себе пару» (латвийская народная мелодия).

В учебном пособии по музыкально – ритмическому воспитанию детей младшего и старшего возраста «Коммуникативные танцы и игры для детей» А. И. Бурениной происходит реализация важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр : социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств. Автор предлагает танцы-игры — удобные по темпо-ритму, с четкими фразами.

Во-первых: это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе, решению поведенческих и личностных проблем.

Во-вторых: в несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, оттого, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить.

Программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» направлена на развитие художественно-творческих основ личности и активно способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка на каждом занятии.

Программа «Танцевальная ритмика» Т. И. Суворовой предусматривает решение задач по формированию умения развивать стремление к взаимодействию с другими детьми, достижение общего результата.

Программа "Ладушки" - авторов И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой. Одной из задач программы является развитие коммуникативных способностей детей. Важнейшим принципом музыкального воспитания детей в программе "Ладушки" является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога – «Я – взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю» - недопустим в отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне»,» Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого, как учителя и педагога. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся одним целым.

Знакомство с содержанием музыкального материала этих программ приводит к мысли о необходимости комбинировать его для успешного решения задач по коммуникативному развитию дошкольников средствами музыки. Подбор коммуникативных игр и танцев осуществлялся с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению практических задач. При отборе заданий, игр и упражнений обязательно учитывалась их взаимосвязь и сочетаемость с общей системой проведения образовательных областей.

На праздниках и вечерах развлечений дети могут закреплять полученные умения в виде исполнения коммуникативных танцев.

Отсюда можно сделать вывод: коммуникативный танец не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.

Коммуникативный танец должен использоваться в музыкальной деятельности в учебно-образовательном процессе, чтобы дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса, вполне доступно овладели навыками общения.

Коммуникативный танец - это эффективное средство развития навыков общения. Он помогает ребенку научиться общаться в детском коллективе, находить с ним общий язык и активно с ним взаимодействовать.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми- на праздниках, досугах, в НОД и в качестве динамической паузы, а также для совместных игр-танцев с родителями. Это стало особенно актуально в настоящее время, поскольку совместные мероприятия с родителями стали проводиться практически повсеместно. Играя вместе с детьми, родители учатся выстраивать свои отношения с ребёнком, являясь на таких мероприятиях не только гостями и зрителями, но и активными исполнителями, принимающими участие в различных танцах и играх вместе с детьми.

Педагоги давно отметили, что каков ребёнок в игре, таким, в значительной степени, он будет и в жизни. Поэтому задача нас, взрослых, помочь детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим этому ребёнка, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше мы, взрослые и наши дети, будем понимать друг друга.

Литература:

1. Бубнова, О. Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально-ритмической деятельности младших школьников. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. – М. : Баласс, 2009. № 1.

2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы – игры для детей. СПб. : Музыкальная палитра, 2004. 35 с.

3. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М. : Искусство, 1987. 382 с.

4. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации М. : Мозаика-Синтез, 2006.

5. Зенгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – М. : Айрис – пресс, 2005

6. Куликова О. Л. Развитие коммуникативных умений дошкольников в музыкально – игровой деятельности. Ярославский педагогический вестник- 2011 - № 1- Том 2 (Психолого-педагогические науки)

7. Куприна, Н. Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей / Уральский Государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2002 г.

8. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» г. С-Пб, 2010г.

Публикации по теме:

Развитие речевого творчества старших дошкольников посредством народной сказки Тема: «Развитие речевого творчества старших дошкольников по средствам народной сказки» «Сказка развивает внутренние силы ребёнка, Благодаря.

Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников, посредством дидактических игр 1. Информация об опыте 1. Условия возникновения, становления опыта Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире.

Памятка для родителей «Использование художественной литературы на занятиях по ИЗО деятельности для старших дошкольников» .

Развитие математических способностей у детей посредством игровой деятельности «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного.

Развитие пластических навыков у старших дошкольников на занятиях лепкой ГБПОУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Заочное отделение Контрольная работа по дисциплине: МДК 02.03. Теоретические.

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.

Из опыта работы «Развитие речи старших дошкольников посредством оригами» Речь является главным средством общения, которое зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не.

Речевое развитие дошкольников посредством игровой деятельности Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных.

Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ» Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное.

Тематический педсовет «Развитие речи дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности по методике Карла Орфа» Тема: " Развитие речи дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности по методике Карла Орфа " Цель: Повышение компетентности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативности старших дошкольников на музыкальных занятиях посредством танцевально-игровой деятельности
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 16:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД