Получи документы

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр

Рабигf bty ftdf
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Боровская средняя общеобразовательная школа

Тюменского муниципального района

Выступление на РМО:

«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр».

Учитель-логопед: Бегайдарова Рабига Ильясовна

Февраль 2021год.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр» размещена в разделах

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр.

Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с учителем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью. Дети с ОВЗ одновременно домогаются внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение; не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях, не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т. е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль; вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.

В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

При работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать :

- способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;

- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

- восприятие речи;

- умение подражать;

- умение соблюдать очередность в разговоре;

- умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения :

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

Среди игр и упражнений в своей работе я отдаю предпочтение дидактическим, подвижным, пальчиковым, играм с куклами, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков.

Для установления дружеских симпатий, снятия скованности, положительного эмоционального настроя на занятии использую приемы : «дай пять», «сладкий сюрприз-конфета» (поощрение, «сдаешься-не сдаешься» ( когда ребенок не хочет думать я спрашиваю: «Сдаешься? Ну тогда поднимай обе руки» Очень редко дети сдаются, они начинают включаться в работу). Чтобы поднять мотивацию у ребенка предлагаю в начале занятия поиграть в мои игры, а потом в его игру.

Использую нейрографику. Это метод работы с подсознанием ребенка. Проводится в несколько этапов.

1 этап---пересекающиеся линии (активизируют подкорковые структуры головного мозга что ведет к мобилизации психического потенциала)

2этап---нужно пересечения округлить, сгладить, что позволяет сосредоточиться, сконцентрировать внимание.

3этап---поиск фигур, что расширяет воображение и концентрирует внимание

4 этап---штриховка помогает успокоиться, снять напряжение.

5этап---прорисовка главных линий. Спрашиваю у ребенка на что похож рисунок.

Нейропсихологические игры.

1. «Мяч и речь»

2. Балансир Это специальный тренажер в виде полусферы. Задача ребенка удержаться на доске и проговорить потешку, скороговорку, предложение при автоматизации.

3. Пальчиковые игры

4. Су-Джок

На руках находятся множество биологических точек, и при прокатывании шарика между ладонями происходит стимуляция этих точек.

5. Дыхательная гимнастика

Несколько лет в логопедической работе использую метод Бутейко. Суть метода-неглубокое дыхание, чем меньше вдыхаете, тем быстрее происходит оздоровление организма. При поверхностном дыхании происходит нормализация баланса углекислого газа и кислорода в крови.

7. Тоннель.

Проползти на четвереньках.

8. Межполушарное рисование

Рисование обеими руками одновременно. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»

9. Кинезиологические упражнения

Упражнение «Кулак-ладонь»

Мы играем в игры по Крупенчук О. И и Воробьевой Т. А.

Мама нам печет блины, очень вкусные они, Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной. Игра «Слива, яблоко, банан»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Класс-заяц»

Эти игры корректируют, развивают психические процессы, поведенческие особенности, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе и для детей с ОВЗ

В этом году открыла для себя и внедрила в учебный процесс уникальное средство – куклотерапию. Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Кукла – это не просто игрушка, это – посредник, промежуточный объект для успешного взаимодействия с детьми. Она отражает людей, помогает не потеряться в этом мире, отвлечься от действительности, понимать красоту, доброту, избавиться от страха, позволяет снизить нервнопсихическое напряжение, объединить интересы учителя и ребенка. Кроме этого у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений моторики, творческое воображение, коммуникативные навыки, устная речь.

Ученик, работая с куклой, проецирует на нее качества своего характера, отождествляет себя с ней, воспринимая тем самым окружающее наиболее ярко и образно. Кукла позволяет ребёнку открыть в мире взрослых много нового; обыгрывая разные волнующие его ситуации, примеряя различные социальные роли, он учится посредством кукол проявлять положительные чувства и эмоции, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявить.

Куклы помогают сохранить работоспособность детей в течение занятия. Использую их в течение занятия для устойчивой оптимальной работоспособности детей.

Картотека игр.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель. Воспитание у детей с ОВЗ уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Дидактическая игра «Вежливые слова».

Цель. Воспитание уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Чтобы мотивировать детей на развитие такого коммуникативного навыка как умение слушать и слышать, быть внимательным к сообщениям взрослых и товарищей, решалась такая задача: «Почему у человека два уха, два глаза и только один язык». Ответив на такой вопрос, дети пришли к выводу, что очень важно, чтобы их слышали. Также использовались такие упражнения: «Скажем как…» и «Скажем так…»

Упражнение «Скажем как….»

Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь и т. д.

Обсуждение: какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

Упражнение «Скажем так…»

- Каждому участнику предлагается произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.

- Произнести фразу: «Наступила зима» — с разными интонациями (восклицания, уныния, злости, вопросительной интонацией).

Дидактичекая игра «Логопедки»

Набор карточек с картинками и скороговорками, чистоговорками, стихами с определенным звуком. Игра знакомит ребенка с понятиями род, число, слог, ударение, окончание, учит сравнивать, анализировать, мыслить логически.

Игра «Дорисуй»

На ламинированной основе лица детей и взрослых, но без глаз, носа и рта. Ребенок сам дорисовывает эмоции.

Игра «Расставь по местам»

С завязанными глазами на время ребенок расставляет фигурки.

Игра «Отгадай»

Загадываю допустим слово МОРКОВЬ. Ребенок должен отгадать по подсказкам:

---треугольная (не смог отгадать, даю следующую подсказку)

---твердая

---растет в земле

---на грядке

---оранжевая

Можно эти подсказки прорисовывать, чтобы ребенок не забыл.

Исходя из наблюдений за детьми в процессе проведения различных игр и упражнений, можно констатировать заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощенность в общении. Этому способствует доброжелательная атмосфера и азарт детей.

Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Нейропсихологические игры.

1. «Мяч и речь»

2. Балансир. Это специальный тренажер в виде полусферы. Задача ребенка удержаться на доске и проговорить потешку, скороговорку, предложение при автоматизации.

3. Пальчиковые игры

4. Су-Джок

На руках находятся множество биологических точек, и при прокатывании шарика между ладонями происходит стимуляция этих точек.

5. Дыхательная гимнастика

Несколько лет в логопедической работе использую метод Бутейко. Суть метода-неглубокое дыхание, чем меньше вдыхаете, тем быстрее происходит оздоровление организма. При поверхностном дыхании происходит нормализация баланса углекислого газа и кислорода в крови.

7. Тоннель.

Проползти на четвереньках.

8. Межполушарное рисование

Рисование обеими руками одновременно. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»

Шамиль Ахмадуллин

--от простого к сложному-геометрические фигуры, соединить точки (блокнот тренажер)

-- 1картинка за 1раз не более 5минут

--не должно быть просто, чтобы ребенок выполнял на 70 процентов

--прикрепить липкой лентой к столу рисунок

9. Кинезиологические упражнения для развития мозга

Упражнение «Ладонь-ребро-кулак» по 1мин, «Перекрестные ухо-нос»,

Мы играем в игры по Крупенчук О. И и Воробьевой Т. А.

Мама нам печет блины, очень вкусные они, Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной. Игра «Слива, яблоко, банан»

Упражнение «Коза-кулак», «Заяц-коза»

10. Упражнения с теннисными мячиками

--вращаем в руках оба мяча (можно с закрытыми глазами)

--набивание мяча (кисть должна быть мягкой) попеременно, а потом обеими одновременно

--одной рукой вращаем, а другой набиваем и меняем

--жонглирование с удобной руки, набрасываем один мяч по верхней дуге, а другой по нижней. потом бросаем в противоположную сторону, далее к себе и обратно.

--все эти упражнения на жонглирование меняем

--бросаем и хватаем один мяч одной рукой, один мяч двумя руками, два мяча двумя руками

--«Птичка» посадить мяч на тыльную сторону ладони и стоим на одной ноге, можно посадить оба мяча.

--два человека в паре, один бросает, а другой ловит от пола и непрерывно

--бросает в пол обеими руками попеременно оба мяча

Эти игры корректируют, развивают психические процессы, поведенческие особенности, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе и для детей с ОВЗ

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр
Опубликовано: 30 апреля 2021 в 12:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД