Получи документы

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством общения с природой

Ольга Горохова
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством общения с природой

«Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой».

Отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно — от слова к мысли. Выготский.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством общения с природой» размещена в разделах

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении как естественная среда обитания (всё, что не создано человеком). Природа в жизни человека играет важную роль: она дарует жизнь, здоровье. Вести детей в мир природы, научить их понимать её, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь бережное отношение к ней - важнейшая задача детского сада. У детей восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствуют они сильнее. Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно-личностных свойств и качеств, психических процессов и психологических образований.

Дети старшего дошкольного возраста интересуются всем, что их окружает, активно и с интересом воспринимают информацию о природе, живой и неживой, но в связи со возрастом воспринимают её ее по-своему, не так как взрослые. Они видят, к сожалению, не всё, зачастую не замечают главного. Очень важно детям, подсказать, пояснить, растолковать то, что в дальнейшем будет способствовать формированию эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать.

В старшем дошкольном периоде у ребенка происходит интенсивное социально- коммуникативное развитие. Происходит обогащение словаря эпитетами, синонимами и т. д. И общение с природой помогает сделать речь ребенка более богатой.

Знакомство с природой, в детском саду с природой происходит на прогулке, в уголке природы в группе и экскурсиях.

Наблюдения за живой и неживой природой раскрепощают коммуникативное развитие, которое осуществляется при взаимодействии ребенка с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Природа, в этом помогает!

В детском саду непосредственное взаимодействие с природой и всем что вокруг, увлекает детей. Они начинают отмечать всё, что видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. То есть, самостоятельно преодолевают барьеры в общении. Весь живой и неживой мир природы привлекает детей, вызывая в них разнообразные эмоции. Радость, от увиденной первый раз ранней весной бабочки, от ярких красок распустившегося цветка,это надолго остается в памяти, развивает любознательность у ребят, и это создает прочную основу для дальнейшего ее познания и развития речи.

Для развития эмоциональности, эмпатии и коммуникативных навыков, просто необходимо систематическое приобщение воспитанников к природе. В процессе общения с природой у ребят развивается и крепнет наблюдательность, любознательность. Они учатся мыслить, что в свою очередь расширяет кругозор, развивает память. Дети учатся задавать и отвечать на вопросы, а это, как известно положительно влияет на развитие связной речи. Дети начинают воспринимать окружающий мир, мыслить, рассуждать, анализировать, сопоставлять.

В работе, по развитию речи через природу, можно использовать разнообразные формы и приемы на основе художественных образов — это беседы, наблюдения на прогулке, занятия, труд в природе, дидактические и подвижные игры, игры драматизации, экскурсии. И методы работы: словесный, игровой, наглядный, практический. Для того, чтобы дети учились размышлять, анализировать, делать выводы, необходимо задавать вопросы которые заставляют задуматься. Например: «а вы как думаете? Почему? Кто считает по- другому?»

У нас в группе есть уголок природы. В уголке природы дети ухаживают за растениями, обсуждают способы полива растений, ухода за листьями. Каждый год проводится проект «Огород на окне», где дети самостоятельно сеют, пересаживают, поливают.

При выполнении трудовых поручений дети общаются со сверстниками, у них появляются общие интересы, ставятся одинаковые задачи для всех участников, радуются результатам своего труда. Дети обмениваются представлениями, идеями, интересами, настроением, чувствами, а в дальнейшем они учатся совместному планированию, согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры и добиваться общих результатов.

Такое общение сплачивает детей, учит их быть терпимее друг к другу, забота о братьях наших меньших объединяет, а умение наблюдать вырабатывает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. Дети учатся сотрудничать, прислушиваться к мнению других, слушать и слышать друг друга и взрослых.

Обычно труд в природе организуется либо в уголке природы, либо на прогулке, будь- то уборка участка, удаление сорняка и сухостоя в огороде и цветнике, сбор урожая или семян, пересаживание комнатных растений и уход за ними. При необходимости, можно помочь детям распределить фронт работы, дети учатся уступать друг другу и помогать. По окончанию работы делают вывод, что каждый потрудился немного, а вместе сделали весь объем работы.

Привлекая родителей в жизнь детского сада, можно посоветовать обращать внимание их детей, на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Таким образом, во время наблюдений, когда они идут в детский сад или возвращаются домой, всегда можно увидеть что-то интересное, поговорить об этом тем самым расширить кругозор детей, развивать, обогащать речь.

Формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста можно проводить через все виды деятельности, но особенно интересно это происходит через общение с природой, что очень важно для нормального развития ребенка и его подготовки в дальнейшей жизни.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника /Сфера, 2012 г.

2. Статья Цитаты Выготского с https://burido.ru/1048-tsitaty-vygotskogo?ysclid=lffaly6b26927805170 на сайте Буридо

3. Гончарова, Л. А. Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой / Л. А. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 383-385. — URL : https://moluch.ru/archive/315/72012/.

4. Поваляева М. А., Развитие речи при ознакомлении с природой. Изд-во ГНОМ и Д, 2006

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0

6.https://videouroki.net/razrabotki/rol-prirody-vo-vsiestoronniem-razvitii-lichnosti-riebienka-doshkol-nogho-vozrast.html?ysclid=lff35aqe70578787393

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством общения с природой
Опубликовано: 19 марта 2023 в 14:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД