МААМ-картинки

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игр с математическим содержанием

Галина Кирюшкина
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игр с математическим содержанием
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

Говоря об умственном развитии дошкольника, нас заинтересовал вопрос: можно ли способствовать развитию логического мышления ребенка, какова роль игры с математическим содержанием как средства формирования познавательного интереса к математике и развития логического мышления детей.

Публикация «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игр с математическим содержанием» размещена в разделах

Что же такое логическое мышление? Логика в переводе с древнегреческого обозначает речь, рассуждение.

Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.

Очень важно начать развивать логическое мышление с детства.

Задача развития математических способностей ребёнка состоит не только в том, чтобы просто научить счёту и решению различных задач.

На наш взгляд, ценнее выбрать нужные игры, упражнения и в свободной игровой манере научить детский мозг работать, чтобы развивать все заложенные природой способности, которые в дальнейшем и дадут возможность быстро найти любое решение. Для этого, как ни что другое, подходят логические математические задачи.

Развитию логического мышления способствуют дидактические игры на смекалку, головоломки, решение лабиринтов всё это вызывает у детей большой интерес. В этой творческой поисковой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Учитывая, что игра – ведущий вид детской деятельности мы попробовали подобрать и систематизировать игры логического содержания.

Логические операции это – сравнение, синтез, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Рассмотрим поподробнее каждую из логических операций :

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам. Сравнение следует начинать с выявления не сходства, а различия. Естественно, чтобы научить детей приёму сравнения предметов по каким–либо признакам, надо научить детей видеть и выделять признаки предмета. С 3 лет мы учим в первую очередь выделять такие признаки как цвет, форму, размер, добавляя затем умение характеризовать положение предмета в пространстве и разновидности величины (высота, глубина, ширина, толщина, скорость (быстрота). Например, чтобы ребенок запоминал терминологию обозначения качеств фигур, нужно предложить ему из ряда выложенных пирамидок, домиков выбрать 2 одинаковых по цвету, 2 одинаковых по высоте, 2 разных по какому-либо признаку. Ребенку 3-х лет доступно сравнение 3-4 предметов по высоте, располагая их то в убывающем, то в возрастающем порядке. Далее предложить одну еще такую же фигуру, чтобы ребенок нашел место ей в выстроенном им ряду.

Затем задания могут усложняться. Построив две пирамидки из овалов или квадратов, полосок разного цвета, можно в одной из них изменить чередование цвета колец и предложить ребенку найти ошибку.

Развитие логического мышления непосредственно связано с развитием речи. В играх на сравнение ребёнку приходится делать выводы и умозаключения, рассуждать. Например, все шарики красные, а один зеленый, не такой как все, значит он лишний. Лишний – это вывод. Например в словесной игре «Закончи предложение» дети должны закончить предложение, подчеркнув противоположную характеристику предмета :

Есть стол выше стула, значит стул…. (ниже стола).

Если магнитофон меньше телевизора, значит телевизор…. (больше магнитофона).

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов. Например, в корзине много шариков разных цветов, предлагается детям выбрать только красные, только синий, ориентируясь только на цвет, затек в корзине мячи маленькие и большие разных цветов, выбрать только большие или только маленькие, затем с усложнением добавить желтые большие и т. д.

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Например, дети любят играть в строителей игра «Построй домик». Предлагаем построить домики: большой и маленький, дети ставят прямоугольник и квадрат; затем к домикам кровельщики подбирают крыши: треугольная – к маленькому, прямоугольная к большому; затем можно подобрать окна: 2 и 1. Любимым занятием малышей является выкладывание – конструирование из плоскостной мозаики различных фигур. Это задание ребенок может выполнять по образцу взрослого, накладывая геометрические фигуры на образец или по памяти. Развивающим эффектом обладают задания на соединение двух разрезных картинок «Найди пару». Разрез должен быть не только горизонтальный или вертикальный, но и различной конфигурации.

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий, учим выполнять ритмический рисунок. Начинать следует с простейшего: выполняем действия: сначала берем красный круг – зеленый – красный – зеленый; усложняем, добавляя фигуру: красный квадрат – зеленый круг и далее; затем уже добавляем предмет: маленький красный шарик, два больших, 2 елочки-грибок.

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Брали группу предметов с разными признаками: сначала 1, потом 2-3 признака. Например, брали много мячей одного цвета, предлагали выбрать только большие, только маленькие. Т. е. будем классифицировать только по размеру. Или как узнавали тонет предмет или не тонет: на столе несколько предметов, как проверить потонет тот или иной предмет или нет? А давайте его опустим в воду, бросали в воду и в итоге классифицировали предметы на те, которые тонут и не тонут (пластмассовая тарелка, металлическая ложка, пластиковая бутылочка и т. д.).

Нельзя забывать о развитии восприятия ребенка, его умении выделять свойства предметов. Например, в задании «Назови лишний предмет» выстроить ряд легковых машин, а одну грузовую. Повернуть все машины вправо, а одна едет навстречу. Гаражи с геометрическими фигурами.

Очень интересным направлением в работе с детьми среднего дошкольного возраста является воспроизведение и строительство упорядоченных последовательностей на основе представления о соотношении прошедшего, настоящего, будущего, т. е. упражнять детей в ориентировке во времени, учить правильно применять выражения: сначала, сейчас, потом. Для этой работы предлагаются серии картинок, раскрывающие этапы развития рыбки от икринок до взрослых рыб; лягушек, бабочек от фрагментов развития яичек, гусениц до куколок и взрослой бабочки. Дети с удовольствием работают с картинками, получая познавательную информацию.

Абстрагирование – способность отключиться от всех признаков, выделить один главный. Это очень сложно. Например, поставить 3 куклы и 1 неваляшку; что лишнее? Все игрушки, но все стоят, а неваляшка качается, её нельзя уложить спать. Далее взять мячи футбольные, баскетбольные и пластмассовый шарик либо герой Колобок. Шарик это мячик? Нет. А почему? Он не прыгает, его нельзя отбить от стены или пола. Он тоже шар, но не мяч. Тоже самое с Колобком.

Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов (направленных на усвоение знаний и умений) позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, а это способствует развитию у них всё большего интереса к занятиям математикой.

Важно, чтобы предлагая ребенку 3-х лет развивающие игры с математическим содержанием нужно сделать так, чтобы ребенок принял предлагаемую ему учебную задачу как собственную (желание помочь какому-либо герою, победить кого-то. (спрятать цыплёнка, спасти мышонка в норке (по цвету).

Воспитанию у детей познавательного интерес, способности к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться способствуют игры математического содержания. Игры, задачи, головоломки трудно разбить на группы, но зато их можно классифицировать по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций и признаку направленности на развитие тех или иных умений. Так же занимательный материал можно классифицировать, выделив 3 основные группы:

1. Развлечения.

2. Математические игры и задачи (используются в более старшем возрасте)

3. Дидактические игры и упражнения.

К математическим развлечениям относятся головоломки, загадки, задачи-шутки, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения.

Например, можно провести такое развлечение : помочь какому-то герою найти путь к домику. Этот путь будет сначала наипростейшим, может даже быть всего один поворот, далее путь можно усложнить.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи – дать ответ.

Разновидностью математических задач и игр являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Например, в математических задачах на поиск недостающих в ряду фигур дети выбирают недостающую фигуру и объясняют почему ее считают недостающей.

К занимательному материалу относятся различные дидактические игры и упражнения. Они направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, упражнять детей в счете, вычислениях.

При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и воспитывающую роль. Например, младшие дошкольники легко возбудимы, быстро отвлекаются, поэтому лучше подбирать игры, которые дисциплинировали бы их, воспитывали терпение, выдержку. Любая дидактическая игра должна не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу. Одной из таких задач является вселение в этих детях уверенности в свои силы, пробуждение и развитие их самостоятельности.

Например, большой интерес у детей вызывают игры на замещение, шифрование. Предлагаем детям зашифровать лягушку с помощью треугольников, медведь может быть прямоугольником, лисичка – треугольником, зайчик квадратом. Теперь пробуем зашифровать две большие лягушки – 2 больших треугольника, 1 маленькая – 1 маленький треугольник. Далее расколдовываем: на месте треугольника ставим лягушку.

Дидактические игровые упражнения отличаются от учебных заданий необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо сказочного героя (Буратино, Чебурашки).

В качестве примера, в одной руке у взрослого красный шарик, а в другой такой же. Какой шарик в руке? Красный. А почему как догадался? Докажи. Можно пойти по другому пути: в одной руке красный шарик, а в другой не такой, другого цвета. Какой может быть?

С детьми дошкольного возраста в утреннее и вечернее время проводятся игры математического содержания : настольно-печатные, словесные с использованием пособий «Домино фигур», «Составь картинку», «Лото», «Найди пару» и др. Эти игры помогают развитию познавательных способностей у детей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, совершенствованию математических представлений.

Уголок занимательной математики – это специальное отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели, обеспечив свободный доступ детей к предметам. Детям предоставляется возможность в свободное время выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или с другими детьми, подгруппой.

Работу по развитию логического мышления воспитатель организует на занятиях и вне занятий (утром, днем, во время прогулок, вечером). Например, на песке палочкой нарисовать геометрические фигуры, найти на участке предметы разной формы, самое высокое дерево, самое низкое и т. д. Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям с теми дошкольниками, которые не усваивают новых знаний наравне со всеми.

Таким образом математическая деятельность детей, построенная на основе здоровьесберегающих принципов и развивающих подходов к организации занятий является одним из средств развития личности ребенка, его интеллектуальных способностей. Воспитатель, работающий с детьми должен строить свою работу с учетом реализации стратегии педагогической поддержки как личностно-развивающего взаимодействия.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игр с математическим содержанием
Опубликовано: 14 июня 2020 в 21:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игр с математическим содержанием» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кирюшкина (УИ 1735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД