Лучший педагог года

Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования

Марина Верхолезова
Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» разработан с учетом принципа :- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности,обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка,познавательной и исследовательской деятельности.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является познавательно-исследовательская деятельность.

Публикация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования» размещена в разделах

Ведущей идеей моей деятельности является формирование познавательной активности дошкольника через использование метода детского экспериментирования в процессе ознакомления с объектами окружающего мира.

Цель:

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности;

- расширить представление детей о свойствах окружающего мира ;

- знакомить с различными свойствами предметов;

-формировать умения детей делать выводы на основе опытов.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская,поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира,они хотят его познать. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий»,которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает восторг. Опыт—это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и дает возможность понять, почему все происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Организация развивающей среды для экспериментирования в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей,природы.

Первое, с чего я начала- оформила картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые могли бы помочь познакомить детей с различными свойствами предметов и явлений. Подобрала познавательную литературу, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, разработала конспекты НОД по познавательно-исследовательской деятельности.

Далее мне понадобились объекты для исследования. Прежде всего, собрала то, с чем наши дети сталкиваются чаще всего: почва, песок,щебень, уголь, камни. Для экспериментов с растворимостью веществ взяли соль и сахар, а для экспериментирования со светом и тенью, солнечными лучами подобрала коллекцию зеркал и фонарики. Помимо этого в моем центре экспериментирования есть своя коллекция тканей, коллекция различных видов бумаги и самый разноообразный природный материал (спилы деревьев, мех, кожа, береста, семена, шишки и т. д.).

После того,как коллекция объектов для исследования была собрана, встал вопрос «Чем исследовать?» Подобрать необходимый инструментарий нам помогли родители воспитанников. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с детьми у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений.

Исследуются и объекты неживой природы:песок, глина, снег,камни, воздух,вода, магнит и пр., предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают,какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу,обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка-сыпучесть.

Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.

Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая к ем-то проблема или просьба.

Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов :

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные) ;

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).

Маленькие «почемучки»ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего-задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования.

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования компьютерные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-тообъектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Данная форма работы обеспечивает личностнот-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою любознательную и познавательную активность. Активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребенка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать,устанавливать причинно-следственные связи.

Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющимся мире-это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу ; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставить плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.

Публикации по теме:

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Ребёнок дошкольного возраста – природный.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности 1 «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности» 2 Исследовательская деятельность.

Доклад «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» МДОУ ИРМО «Карлукский детский сад общеразвивающего вида» Доклад по теме самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности.

Консультация для воспитателей. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир.

Мастер-класс «Развитие любознательности ребенка раннего возраста с помощью игр с элементами экспериментирования» МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №24 «Березка» Мастер- класс на тему: «Развитие любознательности ребенка раннего возраста.

Отчёт по самообразованию «Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников посредством экспериментирования» Отчет по теме самообразования «Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников через экспериментирование».

Педагогический опыт «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «Развитие.

Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом ТЕМА: Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом. Цели и задачи:.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования Сегодняшний деловой мир очень конкурентноспособен и быстро изменяется. Современная ситуация требует формирования социально-развитой личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования
Опубликовано: 20 января 2019 в 16:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД