МААМ-картинки

Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности

Руслана Громова
Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности

1 «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности»

2 Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками.

Публикация «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важные черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления о мире.

Самое лучшее открытие –

то, которое ребёнок делает сам.

философ Ральф У. Эмерсон,

фото исследователи

3 В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

ФГОС ДО

Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является ребенок, который проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близкох и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, эксперементировать.

ФГОС ДО

Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является ребенок, который проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близкох и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, эксперементировать.

4 Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира, Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект.

5 Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. «Это всякий испытал на себе. Кому не приходило в голову в детстве, отчего дождь идет, отчего трава растет, отчего иногда месяц бывает полный, а иногда видна одна закраинка его, отчего рыба в воде может жить, а кошка не может?.»

Корней Чуковский «от 2 до 5»

6 Перед собой я поставила следующую цель:

создание условий для развития познавательного интереса у детей среднего возраста, используя опытно-исследовательскую деятельность при ознакомлении с окружающим миром.

7 Перед собой я поставила следующие задачи:

1- Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечивать безопасность детей в ходе экспериментальной деятельности.

2- Способствовать развитию наблюдательности детей - необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения ребенка, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности, не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и среде обитания.

3- Поддерживать самостоятельный поиск проблемы и выдвижение гипотезы, а также поиски пути решения проблемы в ходе исследования, способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, сравнение, обобщение, классификация) Задачи:

1- Создать условия для удовлетворения любознательности детей;

2- Способствовать развитию наблюдательности детей - необходимого условия исследовательской деятельности;

3- Поддерживать самостоятельный поиск проблемы и выдвижение гипотезы, а также поиски пути решения проблемы в ходе исследования, способствовать развитию мыслительных способностей.

8 Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что у них наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Объединяя игру с экспериментированием, получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Самое главное – заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность.

Дети очень любят экспериментировать. Объединяя игру с экспериментированием, получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным.

(Фото)

9 Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словестном рассказе об увиденном. Общаясь в процессе деятельности, у детей развивается диалогическая речь, умение четко выразить свою мысль, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признать правду товарища. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда идет непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности пробуждает к творческой активности детей. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы.

10 Опытно - исследовательская деятельность как основная может интегрироваться с другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

- чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;

Опытно - исследовательская деятельность как основная может интегрироваться с другими видами деятельности :

- чтение небольшого художественного произведения

11 - познавательно - исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);

Ведь чем глубже ребенок изучает объект в процессе ознакомления в природе, тем точнее он передаст его детали во время изображения. продуктивная деятельность, такая как рисование, аппликация, конструирование, лепка

12 - познавательно - исследовательская деятельность, затем сюжетная игра. сюжетная игра.

13 - Экспериментирование в лаборатории так же стараемся связывать с наблюдением на прогулке. наблюдением на прогулке

14 Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». «Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

15 Для того чтобы у ребенка возникло желание что-либо познавать, необходимо создавать в группе определенную предметно-развивающую среду.

Поэтому в группе была оборудована мини-лаборатория, в которой находятся материалы для ознакомления с их свойствами, различное оборудование и приборы для проведения исследований. (фото)

Основное оборудование лаборатории:

• приборы – «помощники» : лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма ;

природный материал: камешки, песок, ракушки, птичьи перья, кора и листья деревьев, и т. д. ;

утилизированный материал: меха, ткани, пробки;

красители: гуашь, акварельные краски;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, греча, резиновые перчатки, тарелки, ложки, фасоль.

Дополнительное оборудование:, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, стаканчики разных объемов и др.

Для того чтобы у ребенка возникло желание что-либо познавать, необходимо создавать в группе определенную предметно-развивающую среду.

16 Из всего изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности. Таким образом – экспериментирование, как специально организационная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира и развитие его интеллектуальных способностей

17 Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством ознакомления с природой Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Развитие познавательных интересов и потребностей детей с ОВЗ через проектную деятельность .

Использование магнитного конструктора в развитии познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста в условиях ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных.

Методы выявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста Методика изучения и формирования познавательных интересов – вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для.

Проект «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность темы Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей В настоящее время всё чаще игровую.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Образование и развитие личности.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности "Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность в ДОУ" Воспитатели.

Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Формирование познавательных интересов дошкольников посредством приобщения к театральному искусству 1 слайд Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 1 августа 2018 в 22:17
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД