Приложение МААМ

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики

Ирина Карасева
Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»

Воспитатель: Карасева. И, Н.

Сентябрь 2015г - Апрель 2016 г.

Я леплю из пластилина

пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

кукол, клоунов собак.

Ю. Мариц.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант.

Введение

Публикация «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики» размещена в разделах

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отдела мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Педагоги и психологи, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и для того, когда ребенок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, что бы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые прочие действия.

Следовательно, нашу цепочку можно дополнить. Мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движение рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая возможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.

Лепка – удивительное занятие, является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Основные формы для всех работ - это колобки (шарики, колбаски (цилиндрики) – от них и шагаем. Чтобы скатать эти формы ладошки детей напрягаются, становятся сильнее. Что получиться из этих форм зависит от вашей фантазии. Пластичный материал также можно и размазывать, а можно наклеивать шарики, колобки, колбаски и т. д. и если этим заполнить картинку, то получиться панно или мозаика. Можно раскатывать скалкой и вырезать любые предметы.

2. Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики

Я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Несколько слов о свойствах соленого теста. Рецептов соленого теста очень много. Рецепт, который используем мы в группе это: 1 стакан муки, 0,5 стакана мелкой соли, 1 чайная ложка растительного масла, 2-3 столовые ложки обойного клея и 0,5 стакана воды, в тесто можно добавить гуашь, либо потом раскрасить поделку. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям.

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста?

По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, хо-лодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.). Дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, цветами, придуманным своим орнаментом. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Занимаясь лепкой, предлагайте детям различные пластические материалы, старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был различным. Используйте во время лепки различные предметы (помощники) : игрушки, бросовый материал, предметы, позволяющие украсить работу (бусы, бантики, пуговицы и т. д.). Также соблюдайте меры предосторожности, организуйте место для занятий лепкой, будьте рядом с ребенком, содействуйте развитию интереса к худо-жественному творчеству.

После того, как дети освоили лепку, предлагала тему по “По замыслу”. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые уже усвоили. Неоценимую помощь в работе могут оказать родители. И я решила к своей работе для большего результата привлечь родителей.

Задачи.

Обучающие:

1. Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, её воз-можностями.

2. Научить владеть различными материалами и инструментами.

3. Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике работы с гуашью.

Развивающие :

1. Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность и эстетический вкус, образное и логическое мышление

2. Расширять кругозор и словарный запас.

Воспитательные:

1. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление дово-дить начатое дело до конца.

2. Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Социальные:

1. Создать благоприятную атмосферу для общения детей, увлечённых общим делом.

2. Учить дошкольников организовывать досуг.

Цель: развитие творческих способностей, речи детей, через использование технологии тестопластика.

Задачи:

1. Приобщить детей к народному искусству, познакомить детей с историей тестопластики, с замешиванием теста.

2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

3. Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию и так-тильные ощущения рук.

План работы.

Сентябрь.

1. Солнышко - тесто естественного цвета.

Формировать интерес к лепке из соленого теста. Продолжать сплющивать шар из соленого теста между ладоней, работать с дополнительным материалом, развивать мелкую моторику рук, имение разгадывать за-гадки.

2. Матрешка – тесто из 2-х цветов.

Закреплять умение катать шар из с/т разных размеров и располагать в определённом порядке, смачивать их водой и прижимать друг к другу. Закреплять знания о величине и пространственном расположении, развивать мелкую моторику рук.

3. Осьминожки - тесто естественного цвета.

Продолжать освоение скульптурного способа (из усеченного кону-са/цилиндра)- вытягивать, сплющивать и моделировать, продолжить приём декорирования и прорезания. Вызывать интерес к созданию вы-разительных образов, раскрашивать гуашью. Координировать работу рук.

Октябрь.

1. Гусеница- тесто из 4-х видов (красное, синее, желтое, зеленое).

Совершенствовать умение раскатывать комочки из теста в исходную фор-му- шар. Создавать выразительный образ, прищипывать, оттягивать, дополнять наляпами. Развивать чувство форм и пропорций.

2. Осенний кленовый листок – тесто из 4-х цветов (желтый, зеленый, красный, оранжевый).

Учить детей раскатывать тесто скалкой в пласт, накладывая трафарет и при помощи стеки отсекать всё лишнее тесто. Продолжать приём декори-рование лепного образа прорезами, процарапывание стекой, разма-зывание водой при помощи кисти. Развивать чувство композиции.

3. Цветочные картины - тесто 5-ти цветов (синее, желтое, красное, зелё-ное, оранжевое).

Развивать желание у детей лепить картины. Умение детей задумывать содержание своей лепки и доводить до конца. Закреплять умение лепить из теста используя раннее изученные приёмы. Воспитывать самостоятельность, активность, умение и желание помогать своим друзьям. Развивать художественный вкус и умение декорировать работу. Обогащать свой опыт.

Ноябрь.

1. Фоторамки - тесто до 7-ми цветов.

Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой, отсекать всё лишнее стекой. Раскатывать шарики, катать колбаски, сворачивать их, формируя цветочки. Закреплять умение смачивать и сглаживать нужные элементы рамки. Воспитывать самостоятельность, инициативу.

2. Рыбки-магнитики - тесто 3-х цветов.

Продолжать учить лепить детей скульптурным способом из целого куска. Учить украшать оттисками (круглой палочкой) или круглыми паетками. Развивать чувства ритма. Показать, как монетки можно трансформировать в плавники. Совершенствовать умение оформлять поделку. Сделать из своей поделки магнитик и подарить маме. Создавать условия для творчества, развивать мелкую моторику рук.

3. Девчушки – веселушки – тесто 3-х цветов.

Продолжать делать игрушки из соленого теста. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Закреплять способ лепки из цилиндра (валика). Показывать возможность сочетание разных материалов. Воспитывать желание творить и сотрудничать как со сверстниками, так и с взрослыми.

Декабрь.

1. Ёлочка зелёная иголочка-тесто зеленое.

Продолжать учить детей раскатывать скалкой шарик в лепёшку, наклады-вать трафарет и стекой отсекать всё лишнее, лишнее тесто скатывать в комочек и убирать в мешок. Закреплять умение при помощи рук, воды и кисти разглаживать детали. Декорировать свою поделку, творить.

2. Зимний ковёр – тесто 2-х цветов.

Продолжать знакомить с народным творчеством. Учить лепить из жгу-тиков ковёр, имитируя плетения. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать интерес к творчеству, выразительности своей поделки.

3. Новогодний подарок для родителей – тесто белое.

Учить детей планировать свою работу. Развивать и повышать качество приемов лепки и отделки. Совершенствовать работу стекой и кистью, оформлять свой сувенир дополнительным материалом. Вызывать удовольствие от работы и желание помочь другим детям. Раскрасить поделку гуашью.

Январь.

1. Звонкие колокольчики – тесто цветов радуги.

Учить детей создавать полые поделки из соленого теста. Совершенствовать технику лепки – учить лепить из шара колокольчик путём вдавливания и моделирования формы. Выкладывания рисунка на колокольчике при помощи бусин, страз. Синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать аккуратность.

2. Снежный кролик – тесто белого цвета.

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приёмы оформления фигурки дополнительными деталями. Развивать глазомер, чувство пропорции, аккуратность.

3. Веселые буквы – разноцветное тесто.

Учить раскатывать столбики скалкой и скреплять их, отсекать всё лишнее. Умение украшать самостоятельно дополнительным материалом. Воспиты-вать уверенность, чувство формы, инициативность. Развивать внимание, мелкую моторику рук, мышление.

Февраль.

1. Стаканчик для карандашей – тесто солённое.

Продолжать учить детей раскатывать тесто и облеплять стаканчик, срезать лишнее тесто стекой. Колбаской оборачивать основание стакана и соединять. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к лепке, навыки коммуникации.

2. Сердечко с инициалами – тесто 3-х цветов.

Продолжать учить детей раскатывать тесто одной толщены, убирать всё лишнее, пользоваться кистью и водой. Формировать интерес к работе и удовольствие от полученного результата. Создать условия для самостоя-тельной работы детей.

3. Кружка для папы – тесто цветное.

Вызывать желание у детей сделать подарок для папы своими руками. Учить лепить конструктивным способом, точно передовая форму и величину в соответствии с предметом. Украшать свою работу орнаментом, идущим по кругу. Воспитывать доброе отношение к близким людям.

Март.

1. Корзинка с цветами – тесто.

Совершенствовать умение детей раскатывать тесто скалкой, вырезать по шаблону, убирать лишнее стекой, разглаживать кистью и водой. На гото-вой корзинке стекой сделать полоски имитируя прутики, сделать цветы и приклеить к корзинке при помощи воды и кисти. Украсить свой подарок бусинами и стразами. Воспитывать чувство ответственности и желание делать своими руками. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

2. Подставка для чашки – тесто естественного цвета.

Совершенствовать умение раскатывать тесто, придавать форму. Создавать выразительность своей работе: прищипывать, вдавливать зёрна, бусины. Давать детям различные материалы для работы. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность, творчество.

3. Угощения – из песочного теста.

Вызывать интерес у детей к лепке кулинарных изделий для угощения: формировать вручную или вырезать из формы печенье для выпечки. Вызывать у детей интерес и желание попробовать своё угощение.

Апрель.

1. По реке плывет кораблик – тесто разное.

Учить детей лепить кораблик из комочка теста, применять ранее получен-ные навыки. Показать, как сделать парус из фантика или фольги, декорировать свою поделку. Воспитывать интерес к окружающему миру и отражать в работе.

2. Кулон – обычное тесто.

Продолжать знакомить детей с декоративно прикладным искусством. Про-должать учить соотносить элементы композиции по величине и про-порциям. Развивать художественный вкус, самостоятельность.

3. Котик – тесто серое, белое + дополнительные цвета.

Продолжать учить детей лепить знакомых животных конструктивным способом. Умение делить тесто на части различных размеров при помощи стеки. Придавать пропорции тела животного. Учить делать поделки устойчивые.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и игрушек Рассказова Н. С., воспитатель, МБДОУ «Детский сад №31" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Развитие.

Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционной техники рисования  (фотоотчет)Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционной техники рисования  (фотоотчет) Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования Задачи: 1. Расширять представление о многообразии.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования» Добрый день, гости моей странички. В этом году я взяла тему самообразования "Развитие мелкой моторики,через нетрадиционные техники рисования".

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального.

Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда Методическая разработка творческих занятий «Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда.

Представление педагогического опыта «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук с помощью тестопластики» для «Фестиваля педагогического мастерства 2016» (номинация «Воспитать человека») Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги. Тема: Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги. Тема: Развитие мелкой моторики детей дошкольного.

Стенгазета «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»Стенгазета «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Стенгазета «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Стенгазета принимала участие.

Выступление «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных приемов» Выступление на тему Развитие мелкой моторики через нетрадиционные приемы. «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский Со.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики
Опубликовано: 15 августа 2016 в 07:41
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Карасева (УИ 757467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД