Гуськова Наталья Сергеевна
Развитие мелкой моторики рук у детей с интеллектуальными нарушениями посредством предметно-практической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель – дефектолог
ГБУ «Арзамасский дом социального
обслуживания для детей «Маяк»
г. Арзамас
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с интеллектуальными нарушениями посредством предметно-практической деятельности» размещена в разделах
В раннем и дошкольном возрасте предметно-практическая деятельность является ведущей (основной) деятельностью ребенка. В предметно-практической деятельности развиваются психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, сенсорика, природная любознательность, формируется активное отношение к окружающему, обогащается чувственный опыт, личность в целом.
На самых ранних этапах окружающем мире через анализаторы разглядывая, облизывая и трогая различные предметы. Позднее добавляются манипуляции с предметами. Ребенок передвигает предметы, пытается их приставлять или присоединять, прикладывать друг к другу, менять их положение относительно друг друга и т. д. Ребенок не ставит перед собой
какой-либо цели; манипулятивные действия хаотичны и заранее не планируются, но именно они позволяют значительно расширять сенсорный опыт и развивать мышление.
Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи.
У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления, чем у их сверстников без интеллектуальных отклонений. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности.
Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.
Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями развития благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, обогащении практического опыта в практической деятельности.
Следующие предметно – практические упражнения помогут улучшить мелкую моторику ребенка с интеллектуальными нарушениями в развитии :
Упражнения с пластилином
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Для детей с нарушением координации движений, гиперкинезами, со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами
Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.
Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Рисование
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Массаж кистей рук и пальцев
Детям с ограниченными возможностями здоровья очень тяжело даются подчас самые, казалось бы, простые движения. Они быстро утомляются. Поэтому полезно обучить детей приемам самомассажа рук, чтобы снимать напряжение мышц или хорошо подготовить руки и пальцы к предстоящей работе.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует и на суставы и связочный аппарат. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Пальчиковая гимнастика
Включение пальчиковых игр и упражнений, коррекционное занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
По - выше изложенному материалу можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики посредствам предметно – практической деятельности у детей с ограниченными возможностями, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Мария Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.
Мелкая моторика в жизни и деятельности, детей с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.