Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет

Санникова Юлия Александровна
Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет

Развитие мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет» размещена в разделах

Между тем, в 3-3,5 года ребенок может рисовать ровные линии, обводить пунктиры, повторять простые фигуры по образцу карандашом, лепить шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.

В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизывает мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.

Несмотря на достижения ребенка в развитии мелкой моторики очень важно воспитателю проводить развивающую работу, которая позволит достичь более устойчивых и высоких результатов.

Работа по развитию мелкой моторики и координации движения пальцев рук была начата в младшем дошкольном возрасте. Проведенная в начале года входящая диагностика по развитию мелкой моторики и координации движения пальцев рук показывает, что в среднем 80% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики и только 20% - средний уровень. Высокого уровня развитию мелкой моторики и координации движения пальцев рук на этом этапе работы с детьми выявлено не было.

Основываясь на результатах диагностики развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста была четко обозначена проблема для дальнейшей деятельности: необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов. Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель моей дальнейшей деятельности заключалась в совершенствовании условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста.

С детьми нашей группы развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе использования различных средств таких как пальчиковые игры, нейроупражнения, игры с прищепками, шнуровки, обводилки, моталки и др.

Проводя развивающую работу в этом направлении нами, соблюдались некоторые условия:

-начинать работу нужно с более легких игр и упражнений, постепенно наращивая сложность;

-выполнение упражнений и игр должно быть регулярным;

-время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссекаются;

-соблюдение соответствующего (индивидуального) для ребенка темпа выполнения упражнения;

-наличие одобряющего поведения взрослого;

-сопровождение игр и упражнений инструкцией. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной;

-в процессе проведения игр и упражнений важно обращать внимание на формирование тонко-координированных движений рук;

-в процессе проведения игр и упражнений важно обращать внимание на формирование зрительно-пространственной ориентировки детей.

Индивидуальную работу, проводили в утренние и вечерние часы, включая пальчиковые игры: «Музыканты», «Рыбка», «Кораблик», «Снежок», «Замок», «Новый дом», «Комар». Часть из них проводилось занятиях в качестве физкультминутки.

Помимо пальчиковых игр в работу по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет включались = :

- дидактические игры с тренажерами Су-джок («Черепаха», «Раскатай колобок», «Ежик», «Капустка», «Подбрасывание мяча одной рукой», «Погладь ежика», «Игрушки», «Переложи мяч»);

- упражнения («Штанга», «Качели» и др.);

- нейроупражнения.

Проводя игры применяем разнообразные методы и приемы: объяснение, напоминание, указание, пояснение, сюрпризный момент, сопряженный показ действий, показ, указание, использовались схемы движений рук и картинки и др.

Большой эмоциональный отклик у детей вызвали игры с помпонами. Например, в игре «Отрываем помпоны» на лист плотной бумаги или картона приклеиваем две ленты двустороннего скотча. Сверху на скотч приклеиваем цветные помпоны (можно парами). Суть игры заключается в том, чтобы одновременно отрывать и раскладывать помпоны руками по двум емкостям.

Совместно с родителями был сделан «Пальчиковый бассейн», который представлял собой контейнер, заполненный крупами (фасоль, горох, мелкими игрушками, разноцветными мелкими шариками. Дети искали в кинетическом песке мелкие игрушки, разбирали цветные шарики по цветным коробочкам, пересыпали крупы в разные емкости. Например, в игре «Мамин помощник» детям было предложено перекладывать крупы из миски в миску двумя руками одновременно. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки. Сортировать: смешать горох и фасоль, а затем предложить разложить пинцетом их по разным мискам. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.

Также проводились игры с крупами. Например, в игре «Покорми свинку» педагог предлагает детям покормить Хрюшку. У ребёнка поросёнок из пластиковой бутылки, в тарелке корм (фасоль, горох, жёлуди, бобы, макароны). Постепенно, не торопясь ребенок старается накормить поросёнка (засовывает их по одному зернышку или семечку в горлышко бутылки).

В работе с детьми были использованы также игры с пуговицами и цветными крышечками. Для этого были разработаны образцы, на основании которых дети выкладывали картинки из пуговиц. При этом весь материал был разных форм, размеров и цветов, что параллельно позволяло решать задачи сенсорного развития.

Разработали комплекс нейроигр и упражнений на основе нейропсихологического подхода: «Веселые пальчики», «Попробуй повтори», «Таинственные следы» и др. Такие игры способствовали не только развитию мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия через работу двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. Например, в игре «Поймай парный предмет» воспитатель наливает в емкость теплую воду на глазах у детей, предлагает детям пустить поплавать различные предметы (шарики, пробки, шишки, рыбки). Затем предлагает поймать предметы поочередно правой рукой, левой рукой, двумя).

Играя в нейроладошки дети развивают мелкую моторику рук, координацию движений и улучшают кровообращение в кистях, а так же кистевой праксис.

Особое место в системе мероприятий по развитию мелкой моторики занятия игры «Су-джок». С помощью шариков («суджиков») и колечек удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм. Дети активно включаются в игру с яркими, колючими шариками. Результаты, достигаемые при помощи работы с «суджиками» следующие:

- нормализация мышечного тонуса,

- опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга,

- повышение потенциального энергетического уровня ребенка,

- обогащение его знаниями о собственном теле, развитие тактильной чувствительности.

Первоначальное использование игр и упражнений вызывало затруднение у детей младшего дошкольного возраста. В частности, движения руками часто не сочетались с текстом. Они выполняли их нечетко, не слажено. В преодолении возникающих у них затруднений помогал индивидуальный показ, показ взрослого, показ схемы выполнения движений и т. д.

Постепенно количество ошибок снижалось и повышалось качество выполнения пальчиковой игре. Дети стали точнее выполнять движения руками с опорой на показ взрослого и схематическое изображение.

Сравнивая качество выполнения, координации, точности и объема движений рук, мы наблюдали динамику, а именно процесс их выполнения стал более уверенным, четким, постепенно у воспитанников, повышалась плавность движений. Дети получали положительный эмоциональный заряд от самого процесса выполнения движений руками. У них повышался контроль над движениями, что свидетельствовало о повышении уровня произвольности, способности удерживать руку в определенной позе более длительное время.

В дальнейшем работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук будет продолжена. В перспективе будет разработан и реализован перспективный план для детей средней и старшей группы, который будет ориентирован на подготовку руки к письму.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Развитие мелкой моторики рук» в группе для детей с ТНРФотоотчет о проекте «Развитие мелкой моторики рук» в группе для детей с ТНР Пальчиковые игры, действия руками, занятия с разнообразным материалом стимулируют речевое и умственное развитие детей. Развитие мелкой.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи, и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет» У детей в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 09:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД