Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация) (3 фото)

Наталия Тедеева
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация)
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольников в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. В. А. Сухомлинский указывал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация)» размещена в разделах

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Понятие «мелкая моторика» означает движение рук в буквальном переводе. Им обозначается двигательная система руки, обеспечивающая умение делать точные мелкие движения. Показателями развития моторики рук являются : владение навыками зрительно-моторной координации, уровень произвольности движений, развитие двигательных качеств: точности, силы, ловкости, плавности; и т. д., координация движений обоих рук.

Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия). При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук. Нарушения зрения влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Многие дети с нарушенным зрением имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой активности мышцы рук детей с нарушенным зрением (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряжены. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на развитие предметно-практической деятельности.

Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Каждое занятие должно включать в себя как минимум две коррекционные части:

1) Упражнения для рук (самомассаж, пальчиковые игры и т. д.) необходимы для снятия напряженности мышц кисти и пальцев, развития гибкости и подвижности;

2) Ознакомление детей с приёмами выполнения различных предметно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, графические упражнения, штриховка, обводка контуров).

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Для эффективной коррекции мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения используются специальные коррекционные упражнения и занятия:

1) освоение комплексов пальчиковой гимнастики;

2) развитие умения оперировать мелкими предметами : геометрическими фигурами и счётными палочками;

3) развитие графических умений (обведение по контуру, штриховка различных изображений);

4) развитие тактильной чувствительности рук (ТЧ);

5) овладение приемами самомассажа и расслабления;

6) использование различных мозаик, пирамидок, шнуровок, застегивание и расстегивание пуговиц, складывание из палочек (спичек, семян) фигурок, плетение косичек, упражнений с эспандером, разглаживание мятой фольги и т. д.

Пальчиковая гимнастика. Оптимальным, по нашему мнению, является использование пальчиковой гимнастики вместо физкульминуток. Такой подход позволяет:

1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей.

2. Развивать осязательные способности.

3. Совершенствовать внимание и память.

4. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев оказывает самомассаж. В работе используем массажные шарики, «сухой бассейн», «четки».

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения рук, зрительного восприятия и внимания. Раскрашивание, штриховка, обводка, работа с трафаретами, калькой обеспечивает постепенность и укрепление мелкой мускулатуры кисти рук, развитие глазомера, зрительной памяти, пространственной ориентации, готовят руку к письму.

Игры-шнуровки, бусы, мозаики, мелкий конструктор, по моему мнению, снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию. Игры-шнуровки развивают пространственную ориентацию, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Упражнения с палочками развивают мышечное чувство, двигательную память, пальчиковую моторику, внимание, логическое и абстрактное мышление.

При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в коррекционной работе по развитию мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация)
Фото №1 Одним из немаловажных аспектов развития дошкольников в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук Фото №2 Сухомлинский указывал что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев от них образно говоря идут тончайшие ручейки которые питают источник творческой мысли
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Основные виды развития мелкой моторики рук Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет» Мелкая моторика - комплекс действий, направленных на выполнение движений кистями рук и пальцами. Развивается мышечная, нервная, зрительная.

Консультация для воспитателей на тему «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» В статье рассматривается теоретический и методический аспект проблемы развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального.

Преимущества оригами при развитии мелкой моторики у детей с нарушением зренияПреимущества оригами при развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения КОНСУЛЬТАЦИЯ «Преимущества оригами при развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения» ЦЕЛЬ: Повысить интерес родителей к развитию.

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с ОВЗ нарушением зрения В современный век компьютеров и космических технологий, как никогда, ребёнок должен обладать крепким здоровьем. Плохая экология, неправильный.

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит.

Развитие осязания и мелкой моторики в образовательной деятельности у детей с нарушением зрения КОНСУЛЬТАЦИЯТЕМА: «РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ» ЦЕЛЬ: повысить интерес.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровленияРазвитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления Статья «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация)
Опубликовано: 20 января 2018 в 13:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация)» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Тедеева (УИ 251176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД