Лучший педагог года

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития»

Алеся Самохина
Консультация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития»

В статье рассматривается теоретический и методический аспект проблемы развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития. Эффективными методами, используемые в работе с детьми являются: массаж с речевым сопровождением, игры с использованием су-джок, природного материала, песка и крупы, массажным мячом, платочками, ковриками пальчиковая гимнастика, нетрадиционные занятия по изобразительной деятельности и т. п.

Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития“» размещена в разделах

Ключевые слова: мелкая моторики, дети с нарушением интеллектуального развития, методы и приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта.

The development of fine motor skills of hands in preschool children with intellectual disabilities

Samokhina Alesya Nikolaevna

Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University

The article discusses the theoretical and methodological aspect of the problem of development of fine motor skills of hands in preschool children with impaired intellectual development. Effective methods used in working with children are : massage with narration, games with Su-Jok, a natural material, sand and cereals, massage ball, handkerchiefs, rugs finger gymnastics, unconventional classes in graphic activity, etc.

Keywords : fine motor skills, children with impaired intellectual development, methods and techniques of development of fine motor skills in preschool children with intellectual disabilities.

Современная образовательная ситуация в дошкольном образовании актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Анализ данных обследования детей дошкольного возраста показал, что у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук, что является одной из

главных причин незрелости моторных функций, проявляющихся в недостаточной координации формирование двигательных умений и навыков, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, М. М. Кольцова и др.) [1;6;7].

У детей с интеллектуальной недостаточностью часто возникают проблемы с навыками самообслуживания: дети не могут самостоятельно застегивать пуговицы, змейки, завязывать шнурки, у них не сформированы умения правильно держать ложку, вилку; они неправильно держат кисть, карандаш, ножницы, фломастер. Движения пальцев рук неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены (Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.) [7].

Известный физиолог И. П. Павлов утверждал, что «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука» [9].

В своем научном труде, посвященном воспитании детей, В. А. Сухомлинский писал о том, «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [10].

В ходе коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо решать задачи, связанные с развитием всех психических процессов (мышление, внимание, восприятие, воображение, память и т. п.). С дошкольниками рекомендуется проводить занятия по изобразительной деятельности,

физической культуры (развитие крупной и мелкой моторики, организовывать театральные постановки, пальчиковые игры и упражнения и т. п.).

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил нам сформулировать цель исследования: разработать и апробировать систему коррекционной работы, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития.

В ходе экспериментальной деятельности было доказано, что эффективными методами и приемами в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями являются : пальчиковая гимнастика (массаж рук, упражнения с использованием су-джок терапии, игры с пальчиками, игры с массажными мячиками и т. п., упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков, игры с использованием нестандартного оборудования (игры с прищепками, с крупными бигуди, с платочками, ковриками, со счетными палочками, с эспандерами, с зубными щетками, с бусами, резиночками для волос, с шестигранными карандашами и т. п., нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности (рисование пальчиками, монотипия, аппликация с использованием пластилина и т. п.).

Литература:

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии № 6, 1996, -с. 62 – 68.

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. -144 с.

3. Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития/ Дошкольное воспитание, 1998 - №2- 48 с.

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А. Н. Гвоздев - М., 2005. – 98с.

5. Жукова О. С. Развитие руки : просто, интересно, эффективно /Дошкольное воспитание, 2006. – 11с.

6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – с. 156.

7. Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. Т. 2. — М., 1970. – с. 45.

8. Мастюкова Е. М. Детская рука развитии навыков письма) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 11.-с. 78.

9. Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. – М., 1952.- с. 56.

10. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М., 1978.- с. 124.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»Консультация «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников» «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников». Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.

Консультация «Методические аспекты развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.

Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников посредством игры со шнурками»Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников посредством игры со шнурками» На протяжении всей работы с детьми я убедилась, что работа с использованием шнурков идеально подходит для развития устной речи. Уровень.

Консультация «Система развития мелкой моторики рук М. Монтессори» Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития, состоящая из двух частей: 1. Пальчиковая.

Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук дошкольников» Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных.

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта Выполнила: учитель-дефектолог МБДОУ ДС №5 г. Челябинск Силантьева Полина Вячеславовна Глава 1. Анализ психолого-педагогической и специальной.

Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников Слайд №1 Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» Актуальность Изучая данную тему по самообразованию очевидно, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации.

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольниковВлияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольникаВлияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольника Развитие речи- это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития»
Опубликовано: 24 ноября 2017 в 06:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД