Анастасия Мальцева
Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи- это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем первоначальное понятие о языке, литературе.
В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Об этом было известно давно. Первой формой общения первобытных людей были жесты, прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Со временем, движения пальцев рук совершенствовались. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи и у ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.
Публикация «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольника» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи- это степень общения детей с окружающими взрослыми людьми. Таким образом играя с маленькими детьми, еще не говорящими, взрослый сопровождал игры песнями и движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.
Считается что наиболее благоприятным периодом для развития интеллекта является возраст от 3 до 9 лет. Что в свою очередь доказывает: чем раньше начать развивать мелкую моторику, тем возрастают шансы у ребенка к большому усвоению информации, необходимой для жизни, воспитания и обучения.
Поэтому в своей работе, в период младшего дошкольника, стараюсь уделять большее внимание развитию мелкой моторики рук. В моей практике существуют различные виды работ с детьми: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой, игры «нанизывания», игры с пластилином, бумагой, фольклорные пальчиковые игры, игры на выкладывание, игры с мозаикой и т. д., а так же продуктивная деятельность детей (ручной труд). Ручной труд способствует обогащению словарного запаса, фонематического строя речи, развитию мелкой моторики.
Виды работ используемые в моей работе с детьми в свободной деятельности на развитие мелкой моторики :
Оригами:
Развивает способность работать руками; приучает к точным движениям пальцев; развивает пространственное воображение; знакомит с основными геометрическими фигурами; стимулирует развитие памяти;
Квиллинг:
Бумагокручение- основано на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Отлично развивает мелкую моторику.
Изонить:
Оказывает положительное влияние не только на процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно- мышление и речь.
Способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на речевые центры коры головного мозга; развивает сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, воображение, художественных способностей и эстетического вкуса.
Тестопластика
В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций, синхронизируется работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.
Развивая руку ребенка, мы имеем замечательную возможность:
Сделать рывок в развитии речи, развивать внимание, стимулировать фантазию, проявить творческие способности, подготовить руку к письму, что особенно важно для всех детей