Получи документы

Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников

Елизавета Ключник
Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд №1

Актуальность:

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников» размещена в разделах

Слайд № 2

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".

Слайд № 3

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Слайд № 4

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанны с речевой функцией».

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, «руки - ещё одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова.

Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Слайд № 5

Мелкую моторику рук развивают :

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Пальчиковый театр;

Ниткотерапия;

Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация) .

Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.

Слайд № 6

При этом происходит:

-развитие мозга ребенка;

-стимулирование развития речи;

-развитие творческих способностей;

-развитие фантазии;

-расслабление мышц рук и всего тела;

-улучшение произношения звуков.

Слайд № 7

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок

Слайд № 8 (картинка)

Слайд № 9 Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук.

Самомассаж является прекрасным средством развития мелкой моторики рук. Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры). Одним из приемов самомассажа является использование массажеров разной формы и величины (мячики «ежики»). Чтобы данный вид тренинга не оказался для детей скучным и утомительным занятием, детям предлагаются веселые стихотворные тексты. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм.

Слайд № 10 Например, катая массажный мячик, или, массажируя пальчики зубной щеткой ребенок приговаривает:

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, -

Жалко ежика до слез.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики - удальчики!

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Слайд № 11 Народные игры с ладошками

"Ладушки-ладушки". Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Ладушки-ладушки!

Где были? - У бабушки.

Что ели? - Кашку.

Что пили? - Бражку.

Кашку поели, Бражку попили -

Шу-у-у. Полетели!

На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове.

Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

Второй вариант игры "Ладушки". Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими в такт:

Чики-чики-чикалочки,

Сидит зайчик на палочке,

Белка на тележке

Щелкает орешки.

Иди, зайчик, не проси,

Сам орешков натруси.

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут - поедим

И воробушкам дадим,

Воробушки сели,

Все оладьи съели.

Кыш-кыш - полетели!

На головку сели

Слайд № 12 (картинка)

Слайд № 13 Игры с природным материалом

Игры с природным материалом для детей является не только, необычным для них, но еще они развивают у детей художественные способности, эстетические вкусы, фантазию, творческое воображение, память, мышление, внимание, развитие мелкой моторики и м. д. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательной деятельности. Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца.

Слайд № 14 картинка

Слайд № 15 картинка

Слайд № 16 картинка

Слайд № 17 Игры с предметами домашнего обихода

Также при развитии моторики можно использовать игры с предметами домашнего обихода. Достоинством таких игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется каких-то специальных игрушек, пособий и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесным превращением знакомых вещей: бутылочные крышки превращаются в «лыжи», которые могут мчаться по «снежной дорожке», пуговицы превращаются в «краски», которыми можно разукрашивать картинки. Все игры с предметами сопровождаются стихами. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Слайд № 18 Прищепки.

Я использую в своей работе по развитию мелкой моторики бельевые прищепки разного цвета и материала. Игры с прищепками начинаю с того, чтобы показать детям, как прищепка может «открывать» и «закрывать» рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и нам сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». Исходное положение для каждого упражнения: рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. В последующих играх можно задействовать обе руки и ритмично закрывать и открывать прищепки по ходу проговаривания текста.

Слайд № 19

Далее я формирую умение прикреплять прищепки к краю картинки. Это только начало игры. Показываю, что прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга. Таким образом развивая у ребенка чувство ритма. В играх с прищепками -

Вот проснулся,

Встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок :

- Дай, хозяйка, корма мне

раньше, чем моей родне.

С помощью прищепок может получиться волшебство! Из круга солнышко (Уважаемые слушатели возьмите круг и на каждое произнесенное слово стихотворения прикрепите желтую прищепку к нему).

«Солнышко утром рано встает.

Лучики тянет – тепло нам дает».

Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления. Продолжаем фантазировать дальше. К примеру можно взять зеленый треугольник и прикрепить к его краям зеленые прищепки-веточки. Получилась ёлочка. А теперь, к одному краю зеленой полоски прикрепляем зеленые прищепки и получаем травку. Используя синий овал и синие прищепки-капельки, делаем тучку, из которой идет дождик. Такое превращение прищепок может быть бесконечным: человечек, гусеница, кактус, расчёска, динозаврик, ежик и т. д. Таким образом, ребенок учится дополнять образ, развивается гнозис* и праксис. Играя с ребенком, необходимо не забывать сопровождать все свои действия речью.

Слайд № 20

В досуговой деятельности можно использовать другие игры с прищепками, например, «Развесь платочки разной величины (или разного цвета) на веревке». Для этого предлагаю ребенку развесить платочки на веревке, используя соответствующее количество прищепок, например, самый маленький платочек прикрепить к веревке одной прищепкой, побольше — двумя, еще больше — тремя и т. д. Или красный платочек прикрепить к веревке красными прищепками, синий — синими прищепками и т. д.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:

- развитие мелкой моторики рук,

- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

- развитие чувства ритма;

- развитие конструктивного мышления;

- формирование положительного настроя на совместную со взрослым работу.

Слайд № 21 Игры с крышками.

Так же в своей деятельности я успешно применяю игровые упражнения с крышками.

Крышки, изготовленные из пластмассы бывают разного цвета, размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста.

Дети:

- делают самомассаж;

- сортируют по цвету;

- «разукрашивают» картинки крышками;

- придумывают свои разнообразные сюжеты и выкладывают их из крышек;

- выкладывают крышки в определенной последовательности;

- проталкивание крышек в подходящее по размеру отверстие.

Пример:

Подвиньте коробку с крышками, который выступит в роли «бассейна», опустите кисти рук в «бассейн», перемешайте крышки, затем найдите игрушку из киндер-сюрприза и достаньте.

А теперь, слушая меня внимательно, выложите последовательно ряд из крышек слева направо. Задание я повторю 2 два раза, а вы послушаете внимательно и выполните его после слова «начали». Последовательность: 2 крышки коричневого цвета, 2 белого, 1 синего, 1 красного, 1 синего, 2 белого, 2 коричневого.

Игры с крышками способствуют развитию мелкой моторики, формированию пальцевого захвата и соотносящих движений рук, концентрации внимания, усидчивости, развитию элементарных математических представлений (закрепление знания цвета, обучают счету, нормализации мышечного тонуса, развитию воображения.

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

Слайд № 22

Слайд № 23

Слайд № 24

Слайд № 25

Слайд № 26 Игры с крупой

Можно попросить ребенка спрятать ручки в крупу, найти игрушку в крупе, рассортировать фасоль и горох или нарисовать узор по манке или пшену.

Слайд № 27 Игры с фасолью

Давайте рассортируем белую и красную фасоль. Фасоль необходимо брать большим и указательным пальцем и класть в свою ячейку.

Игры с крупой способствуют развитию мелкой моторики, воображения, снятию мышечного тонуса.

Дополнение: Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика, – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг

Слайд № 28Пальчиковый театр

Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно –двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить мини –представления.

Пальчиковый театр можно использовать для знакомства и изучения счета (например сказка Теремок, стали жить лягушка-квакушка и зайчик- побегайчик вдвоем, потом втроем, и т. д., для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «Справа-слева», «рядом», для развития речи и мелкой моторики (в ходе игры ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности).

Слайд № 29 Ниткотерапия

Начинается ниткотерапия с самого простого, с выкладывания нитки. Очень полезное занятие для детей. Выкладывать нитку лучше на листе бархатной бумаги и слегка прижимать ее по всей длине. Ниткографию можно использовать с детьми от 3 лет и ранее при рассказывании сказок «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др. Дети сами могут выкладывать Колобка, яичко, домик и др. Детям постарше можно давать "рисовать" картины по представлению.

Рисунки, выполненные ниткой, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными. Кроме того эти занятия успокаивают детей.

Ниткография развивает внимание, глазомер, зрительную память, терпеливость, аккуратность, фантазию, образное мышление.

Способ хорош тем, что если ребёнок захочет передать характер своего героя, ему не нужно выкладывать новый образ, стоит изменить некоторые детали.

Слайд № 30, 31 дидактические игры

Слайд № 32, 33, 34 рисование

Слайд № 35 Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

Продуктивная деятельность

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность

Прогулка

Утренняя гимнастика

Самообслуживание

Работа с родителями

Слайд № 36

Итог

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Известный немецкий учёный Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры - хорошие помощники в подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Опыт работы нашего коллектива показал, что игры с предметами домашнего обихода вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.

Слайд № 37 Спасибо за внимание!

Доп. Материал:

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Использую и авторские методы развития мелкой моторики, такие как:

Аква гимнастика для пальчиков

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития. В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», Сыпется-не сыпется», «Тонет – не тонет» и так далее. Организую игры с водой и песком: «Колобки», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан», «Спрячем руки», «Угощение для кукол», Веселые ладошки» и т. д. В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь. Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. В данном центре дети любят рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению. Игры с водой.

Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи ее другой рукой.

Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольниковФормирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе, а одним из навыков, который должен быть сформирован.

Игры для развития мелкой моторики пальцев рук малышей Основные задачи дидактических игр с прищепками. -развитие мелкой моторики рук. -формирование умения подбирать прищепки нужного цвета к.

Консультация для педагогов и родителей «Значение развития мелкой моторики пальцев рук» Значение развития мелкой моторики пальцев рук велико и значимо. Динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук» Развивая мелкую моторику ВАЖНО: • Для штриховки или раскрашивания необходимо иметь альбомы и раскраски; • Простой и цветные карандаши должны.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи. Формирование мелкой моторики пальцев рук»Мастер-класс для педагогов «Развитие речи. Формирование мелкой моторики пальцев рук» Хочу поделиться с вами некоторыми своими мыслями. В этом учебном году я набрала 2-ю младшую группу. В ходе своей работы обнаружила, что.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников» «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В. Сухомлинский Значение развития моторики рук: *Повышает тонус.

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рукРазвитие мелкой моторики пальцев и кистей рук ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Цель: ставится педагогом в зависимости от вида занятия. Задачи: - коррекция мелкой моторики пальцев и кистей рук; - развитие.

Развитие мелкой моторики рук дошкольников в зоне развития речи и в зоне экологии. Развитие мелкой моторики рук дошкольников в зоне развития речи и в зоне экологии. В. А. Сухомлинский говорил: «ум ребенка находится на кончиках.

Визитная карточка пособия: Тренажер для развития мелкой моторики пальцев рук «Солнышко»Визитная карточка пособия: Тренажер для развития мелкой моторики пальцев рук «Солнышко» доброго времени суток посетители моей странички. Разрешите представить вам МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ Тренажер для развития мелкой моторики.

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольникаВлияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольника Развитие речи- это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников
Опубликовано: 5 сентября 2017 в 21:34
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Ключник (УИ 448877) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД