Снежана Сергеевна Гарбуз
Развитие мелкой моторики у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики у детей с РАС»
От рождения и на протяжении всей жизни у человека развивается мелкая моторика.
Психологи всего мира придают особую важность именно развитию мелкой моторики и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи. Дело в том, что в мозге зоны, отвечающие за проекцию кистей рук, расположены рядом с зоной, отвечающей за речевые навыки. Термин «мелкая моторика» сегодня на слуху у всех родителей. Все твердят о
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
том, что ее нужно развивать. Но не все четко представляют, что это такое.
Данное словосочетание имеет главным образом отношение к скоординированной работе мышц, отвечающих за движения пальцев кисти. Ученые доказали, что величина проекции кисти руки и ее близость к
моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами
сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие
(координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В последние годы мы все видим, как выросло количество детей с детским аутизмом. С аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать, согласованно и скоординировано. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения.
В своей работе мы видим что дети с РАС испытывают большие трудности в таких видах деятельности, где необходимы точные координированные движения рук (рисование, лепка, аппликация и т. д.).
Дети поражают бытовой неприспособленностью – даже к 6-7 годам они не могут выработать простейших привычек самообслуживания. Они никому не подражают, и обучить их моторным навыкам можно, только действуя их же руками, задавая извне готовую форму навыка: позу, темп, ритм, координацию движений, временную последовательность действий.
Именно поэтому необходимо развивать у дошкольников с РАС мелкую моторику : точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность.
В своей работе мы используем традиционные формы работы для развития мелкой моторики
Обязательно при работе мы учитываем состояние ребёнка и никогда не даём ножницы, если он расторможен, возбужден или агрессивен. Если ребёнок всё тянет в рот, мы не работаем с красками и пластилином.
Для того чтоб занятия были результативными, выполняем некоторые условия:
Учитывать интересы и пристрастие ребёнка
Использовать сюжетный комментарий, чтоб как можно дольше удержать внимание ребёнка
Обязательно нужно поощрять ребёнка
Играйте с ребёнком
Используйте жесты
Говорите с ребёнком на одном языке
Задавайте вопросы
Упростите Вашу речь
Будьте гибкими
Подборка игр и упражнений зависит от индивидуальных возрастных особенностей детей. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление.
Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
Все задания предлагаются ребенку в игровой форме.
1. Сжать пальцы в кулак.
2. Большие пальцы обеих рук отогнуты и направлены в сторону. Согнуть остальные пальцы, разогнуть. Повторить 2–3 раза
3. Ладони раскрыты. Согнуть-разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2–3 раза.
4. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке („пальчики прячутся“).
5. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой „пальчики здороваются“.
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики.
Это направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной позы рук. Удержание позы (первоначально одной ведущей рукой, а затем и обеими рука» несёт статическую нагрузку и развивает зрительно-двигательную координацию, поскольку ребенок удерживает взгляд на зафиксированной в определённой позе руке. Умение зафиксировать заданной позе является основой любой ручной работы.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру :
Игры с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.
Игры-нанизывания
Игры с разноцветными камешками. Выкладывая красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
Игры со счетными палочками (дети берут детали двумя пальцами руки)
выкладывание геометрических фигур разного размера
выкладывание вертикальных фигур (колодец)
перекладывание палочек разными способами (используя разные пальцы)
Игры с кубиками (веревочками, шнурками, горохом, карандашами)
Игры с разноцветными прищепками (скрепками).
Игры с мозаикой (конструктором)
Игры с пуговицами (бусинами, колючками. семенами плодов).
Игры на пересыпание (переливание).
Игры с шариками. Обучать рассчитывать силу толчка и направление движения шарика.
Предлагаем Вашему вниманию процесс работы наших ребят: