Ирина Меликян
Развитие музыкальных способностей детей с помощью использования информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста, приобщении их к музыкальному искусству.
В педагогической практике ощущается огромный дефицит на интересный, современный и доступный детям наглядно-практический материал. В рамках опыта работы было создано более 100 видеопроектов, на все виды детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах, для всех возрастных групп детского сада. Разработано методическое пособие, в котором есть описание видеопроектов, состоящее из программных задач, хода игры. Так же к некоторым видеопроектам созданы подвижные музыкальные игры, подобрана музыка и задания на танцевальное, игровое творчество.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей с помощью использования информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Опыт апробирован на практике в течение 2010-2013г. и результаты мониторинга подтвердили, что внедрение в работу ДОУ представленного опыта позволит совершенствовать работу педагогов. Материалы опыта могут быть рекомендованы к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности с детьми дошкольного возраста и родителями.
Актуальность опыта работы продиктована самой жизнью. Я поставила перед собой цель: создание банка компьютерных дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Основная задача опыта: создать новые видеопроекты, где бы дети могли не просто созерцать иллюстративный материал, а и участвовать в действии, отвечать на вопросы, заданные с экрана, выбирать, анализировать, то есть перевести все это в более совершенную интерактивную плоскость.
Детский сад, где я работаю, обладает большим арсеналом мультимедийного, цифрового оборудования. Использование этого оборудования, несомненно, подняло на более высокий уровень развитие музыкальных способностей моих воспитанников. По силе воздействия на психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. Понимая огромное значение информации в современной жизни ребенка, я начала самостоятельно создавать видеоматериалы по всем видам музыкальной деятельности детей (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах). Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (анимация, видео, звук, интерактивность) позволяют мне использовать цифровое и мультимедийное оборудование, как открытую развивающую среду для развития музыкальных способностей детей.
В педагогической практике ощущается огромный дефицит на интересный, современный и доступный детям наглядно-практический материал. В рамках опыта мной было создано более 90 видеопроектов по всем видам музыкальной деятельности дошкольников, методическое пособие с описанием методики применения этих материалов, разработки перспективных планов, конспектов занятий по всем возрастным группам, авторские музыкально-дидактические игры, танцы, сценарии праздников, развлечений, музыкальных гостиных с участием родителей воспитанников. Электронные видео материалы понятны детям, истоки этого глубоко лежат в природе каждого ребенка, потому что связаны с игрой. Показать или объяснить детям некоторые моменты достаточно сложно простым словесным методом. Например: как играют на инструментах в оркестре, какие бывают танцы и так далее. Мной обычно использовались плоскостные картинки, которых уже не достаточно современным детям. Фрагменты занятий, на которых используются информационно-коммуникационные технологии, несомненно, гораздо больше привлекают внимание ребят. Наблюдая за происходящим на экране, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, ребенок получает огромное эмоциональное наслаждение. Из всего выше сказанного вытекает основная идея опыта, которая заключается в гармоничном соединении информационно-коммуникационных технологий с традиционными средствами музыкального развития ребенка.
Мультимедийные пособия опыта работы разработаны и эффективно используются в моей практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «художественно-эстетическое развитие» основной общеобразовательной программы. Видеоматериалы являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения.
В рамках этого направления также происходит взаимодействие с родителями с целью повышения их компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в условиях семьи, которое осуществляется в форме тематических и индивидуальных консультаций, предоставления рекомендаций о выборе компьютерных музыкально-развивающих игр, перечня интересных музыкальных игр, сайтов.
Перспективы развития опыта работы : дальнейшее распространение опыта работы на муниципальном, краевом уровне, представление опыта работы для участия в фестивалях, конкурсах различных уровней. Пополнение банка видео проектов новыми материалами.
Использование материалов опыта поможет музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования решить проблему дефицита наглядных, музыкально-дидактических пособий, которые иногда просто отсутствуют в торговой сети. Внедрение опыта не требует больших материальных затрат. Главное - желание педагога! Техническое оснащение и творческий подход к задуманному делу, и тогда качество музыкального развития каждого ребенка станет более эффективным, интересным и насыщенным.