МААМ-картинки

Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Елена Семёнова
Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Фамилия: Семёнова

Имя: Елена

Отчество: Викторовна

Образование: высшее

Должность: воспитатель

Тема самообразования:

«Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

Работа начата: 01.09.2016 г.

Предполагается закончить : 31.05.2017 г.

Публикация «Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах

Цель: развитие мыслительных операций у дошкольников через занимательный математический материал.

Задачи:

- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, логическое мышление) через занятия по ФЭМП;

- формировать элементарные математические представления;

- развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

Предполагаемый результат :

- осознание родителями важности развития мыслительных операций;

- расширение знаний детей и родителей о занимательном математическом материале;

- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Этапы работы по самообразованию:

1. Изучение и анализ педагогической литературы по данной теме.

2. Проведение диагностики на начало года.

3. Составление и внедрение перспективного плана в работу с детьми.

4. Оформление в группе уголка «Занимательная математика».

5. Подготовить и провести материал - презентацию для родителей на тему: «Развиваем мыслительные операции детей, через занимательный математический материал», папки-передвижки, консультации.

6. Проведение диагностики на конец года, аналитический отчет.

Используемая литература:

1. Безруких М. М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание. – 2002. – №3. – С. 62

2. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М. : ВЛАДОС, 2003.

3. Панова Е. П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2002. — №6. – С. 56-59

4. Шагреева О. А., Родина Е. В., Стародубова Н. А Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. - М: Академия, 2002

5. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений : средняя группа. 2015.

6. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. – СПб. : Детство – Пресс, 2008.

7. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М. : 2005.

8. Черенкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2008.

9. Кузнецова А. 205 Развивающих игр для детей 3-7 лет. – М., 2008.

10. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет. – М., 2007.

11. Ефанова З. А. Развитие мышление. – Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.

12. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – Детство – пресс. 2010.

Актуальность.

Мыслительные операции это инструмент познания человеком окружающей действительности. Именно поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Мыслительные операции формируются уже в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мышления.

Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственна огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны.

Обучение математике в дошкольном учреждении в наибольшей мере способствует развитию мышления у детей. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются такие процессы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация. Развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сопоставления, обобщения способствует использование занимательных упражнений математического содержания.

Желание достичь результата на основе имеющихся знаний и умений заставляет ребёнка преодолевать трудности, проявлять настойчивость, гибкость мысли, смекалку, сообразительность, творческую активность. Всё это позволяет нам использовать занятия по математике как средство развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Таким образом, в процессе занятий по формированию элементарных математических представлений ребенок усваивает следующие мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями.

Диагностика на начало года (См. в приложении № 1)

План работы по развитию мыслительных операций у детей средней группы на математическом материале.

Месяц Содержание работы

Сентябрь 1. Изучение литературы по теме самообразования.

2. Проведение первичной диагностики.

3. Анализ и оформление результатов диагностики

4. Подбор занимательного математического материала для развития мыслительных операций у детей 4-5 лет.

5. Составление перспективного плана работы.

Октябрь 1. Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе» № 1, № 2, анализ и обсуждение сказки с детьми.

2. Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию мышления с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Вьетнамская игра»)

Ноябрь 1. Проведение занятий с использованием счетных палочек.

2. Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе» № 3, № 4, № 5.

3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию мыслительных операций с помощью занимательного материала. («Выложи из счётных палочек», «Только одно свойство», «Найди и назови»)

4. Подготовка картотеки занимательного математического материала.

5. Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

6. Презентация для родителей на тему: «Развиваем мыслительные операции детей, через занимательный математический материал»

Декабрь 1. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

2. Оформление уголка занимательной математики в группе.

3. Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

4. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки, Посмотри вокруг)

5. Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

Январь 1. Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

2. Проведение занятий с использованием плоскостных геометрических фигур (д/и «Составление геометрических фигур»)

3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

Февраль Проект по математическому развитию для детей 4–5 лет «Математика для малышей» (см. описание проекта в приложении № 2)

Март 1. Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее?», «Сделай узор», «Найди домик каждой фигуре»)

3. Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

Апрель 1. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

2. Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Определение лишнего предмета», ««Перейди через болото», «Нарисуй недостающую фигуру»)

Май 1. Оформление документации

2. Проведение итоговой диагностики

3. Анализ, оформление результатов диагностики.

4. Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

2. Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

3. Индивидуальные беседы и консультации.

4. Консультация для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

Работа с педагогами

1. «Развитие мыслительных процессов у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»

2. Презентация проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников»

Публикации по теме:

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений Доклад Тема: «Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений» Выполнила воспитатель.

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Конспект занятия по ФЭМП на тему: «Степашка в гостях у детей» Старшая группа Подготовила воспитатель Можнова Наталья Викторовна Образовательная.

Конспект занятия по «формированию элементарных математических представлений»Конспект занятия по «формированию элементарных математических представлений» Задачи: Учить детей действию построения моделей количественных отношений, на счётах, используемых для сравнения двух групп предметов. Упражнять.

НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе НОД по элементарным математическим представлениям в старшей группе. Цели: 1. Закреплять навыки счёта и знание цифр, умение обозначать числа.

Отчёт по теме «Логико-математические игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений» Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценного прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая.

Развитие мыслительных операций у дошкольников посредством обучающих и развивающих компьютерных игр Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный потенциал.

Развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников В Российской Федерации одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы является современное дошкольное образование. Новые.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. Речь к презентации. Слайд 1. Слайд 2. Интерес по данному направлению работы в МДОУ заключается в эффективности использования игровых приемов.

Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Опубликовано: 11 сентября 2016 в 21:03
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД