МААМ-картинки

«Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, ОНР», из опыта работы

Лариса Шипулина
«Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, ОНР», из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, ОНР, воспитывающихся в условиях детского дома» из опыта работы

Содержание

Перечень модулей

Модуль I

1.1. Актуальность

1.2. Характеристика группы

1.3. Условия реализации педагогической деятельности 1.4. Направленность

1.5. Теоретическая база

1.6. Цели и задачи

1.7. Трудоемкость педагогической деятельности

Модуль II. Технология опыта

Публикация «„Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, ОНР“, из опыта работы» размещена в разделах

2.1. Этапы реализации педагогической деятельности

2.2. Принципы реализации корррекционно - развивающих

занятий

2.3. Основные формы и методы реализации коррекционно-

развивающих занятий

2.4. Механизм реализации

2.5. Организация занятий

2.6. Тематический план

2.7. Ожидаемые результаты

Модуль III. Результативность

3.1. Анализ коррекционно – развивающих занятий

Список литературы

Приложение

1. Диагностический инструментарий

2. Психологические особенности возрастных периодов

дошкольного возраста

3. Тезаурус

4. Тематический план (содержание занятий)

5. Проекты занятий

Модуль I

1.1 Актуальность.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть - развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся произвольными. В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка. [40]

Для детей группы с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития характерны неумение общения со сверстниками, окружающими их взрослыми людьми. Скудный словарный запас, незнание этикета, культуры общения и культуры речи. Дети не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально- личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительности движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела, слабость артикуляции и тонкой моторики, все это снижает коммуникативные возможности детей.

Самооценка детей неустойчива: они склонны преувеличивать собственный успех и впадать в полное уныние при незначительной неудаче.

У дошкольников группы глубоко развито чувство соперничества, поэтому дети в поисках средства повышения собственной самооценки могут стремиться к снижению социальной оценки своих потенциальных соперников. Важно не только повышать самооценку у детей, развивать адекватную и развивать коммуникативные навыки, а формировать способности видеть и понимать других.

Низкий уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, нравственных ценностей показал и мониторинг.

Все дети данной группы для овладения уровнем общения, соответствующим возрастным нормам (Приложение 2 – «Психологические особенности возрастных периодов детей дошкольного возраста», нуждаются в специально организованном коррекционно - развивающем обучении.

1.2. Характеристика группы.

В группе шесть человек – одна девочка, пять мальчиков 2003 – 2002 года рождения. Все дети группы имеют отставание в психическом, речевом развитии. Два ребенка в группе гиперактивные.

Для большинства детей характерно преобладание таких психических состояний, как импульсивность, ярость, не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, упрямые. Не умеют себя сдерживать от недозволенных действий, повышенная агрессивность. Проявляют неуважение к взрослым. Часты бурные реакции в виде крика, плача и применения физической силы на все, что не совпадает с их желанием. Почти все дети часто стремятся привлечь к себе внимание.

У многих контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. В игровой деятельности у детей проявлялась бедность запаса знаний и представлений об окружающем мире, их творческие игры примитивны, сюжеты игр шаблонны, очень часто отмечается отказ от коллективной игры, от игр по заданным правилам, недостаточная эмоциональная отзывчивость. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим замыслом.

Дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи.

Некоторые дети весьма скупо выражают свои переживания: смеются в исключительных случаях, даже редко улыбаются. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Некоторые испытывают серьезные трудности в понимании эмоционального состояния людей.

Один мальчик в группе малообщительный, замкнут, пуглив, безынициативен.

Для всех детей группы детей характерна моторная неловкость, слабое развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук (они с трудом овладевают навыками самообслуживания, многие не могут застегивать пуговицы и шнуровать ботинки).

У большинства детей группы бедный словарный запас, нарушение звукопроизношения; несформированность связной речи; вялость артикулирования.

Многих детей отмечает общая физическая ослабленность, быстрая утомляемость, засыпают многие с трудом.

1.3. Условия реализации педагогической деятельности

Педагогическая деятельность осуществляется на базе КГОУ «Топчихинский специальный (коррекционный) детский дом». Для проведения коррекционно- развивающих занятий не требуется специально- оборудованных кабинетов, главное чтобы они соответствовали санитарно- гигиеническим требованиям. Занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Материально- техническая база:

• Технические средства: видеомагнитофон, магнитофон.

• Материалы и инструменты: наборы для изобразительной деятельности.

Методическая база:

• Информационные средства: художественная и научная литература, методические материалы, рефераты по темам программы.

• Дидактические средства:

Разработки воспитателя для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий.

Разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, вопросники.

Наглядно - дидактический материал.

1.4. Направленность

Реализация данной педагогической деятельности осуществляется воспитателем под руководством и консультацией психолога, учителя - логопеда данного учреждения.

1.5. Теоретическая база

По выбранной мной теме я изучила психолого - педагогическую литературу и методологической основой моей деятельности стали:

- положения об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, раскрытые Л. С. Выготским в теории культурно- исторического развития психики;

- учение Л. С. Выготского «О двойственной роли органического недостатка в процессе развития и формирования личности», т. е. учение о компенсации дефекта

- концептуальный подход к исследованию общения, разработанный научной школой М. И. Лисиной, опыт изучения общения нормально развивающихся детей раннего и дошкольного возраста (М. Г. Елагина, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Т. М. Сорокина и др.);

- теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития (К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Е. С. Слепович, С. Г, Шевченко и др.).

1.6. Цель.

Оказание практической помощи дошкольникам в социальной адаптации; создание условий для расширения эффективного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, а также создание условий для формирования у дошкольников морально- этических чувств, культуры речи.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

Основные задачи:

• Формирование адекватной самооценки.

• Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему, осознавать свои характерные особенности и предпочтения; развитие уверенности в себе.

• Преодоление внутренней изоляции, формирование способности видеть и понимать других.

• Коррекция психоэмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности, тревожности, мышечных зажимов.

• Развитие эмоциональной сферы: формирование осознанного восприятия своих собственных эмоций, чувств и переживаний, а также эмоциональных состояний других людей, умение их проявлять; обучение умению видеть причину возникновения эмоций.

• Обучение детей выражению дружеских чувств, симпатий, сочувствия, сопереживания, содействия к окружающим.

• Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

• Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

• Формирование навыков культуры общения и культуры речи, стимулирование речевой активности;

• Развитие творческих способностей, психических процессов в процессе игрового общения.

• Воспитание общечеловеческих ценностей; формирование у дошкольников морально- этических и гражданских чувств.

1.7. Трудоемкость педагогической деятельности.

При осуществлении своей педагогической деятельности возникли следующие трудности, на которые оказывают влияние следующие факторы:

• Постоянно прибывают новые дети из других образовательных учреждений, выбывают в другие учреждения, в семьи усыновителей и т. д.

• Психологические особенности детей (про которые говорила выше).

• Недостаточное оснащение развивающей среды

Модуль II. Технология опыта

2.1. Педагогическая деятельность осуществляется по трем этапам:

1. Подготовительный - на данном этапе анализировала проблемную ситуацию, определила цели и задачи работы. Разработала коррекционно - развивающие занятия для детей средней, старшей и подготовительной группы, составила список участников, осуществляла подбор наглядных и методических материалов, проводила диагностику (Приложение 1 – «Диагностический инструментарий»).

2. Основной - на данном этапе непосредственно реализуются занятия. Важным условием реализации основного этапа является проведение коррекционно- развивающих занятий в соответствии с целями и задачами.

Работа осуществляется по четырем блокам.

I блок «Познание себя и других»

Цель: развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям; формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства. Воспитание уверенности в себе.

Задачи:

• Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

• Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

• Формирование наиболее адекватной самооценки.

• Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим.

• Необходимо помочь ребенку поверить в свои силы, помочь в преодолении имеющихся отклонений в развитии, основываясь в работе на личностно-ориентированную педагогику.

• Развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям.

• Формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства.

• Воспитание навыков культуры поведения.

II блок «Эмоции»

Цель: развитие эмоциональной сферы; развитие эмпатии- способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать».

Задачи:

• Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

• Обучение детей выражению дружеских чувств, симпатий, сочувствия, сопереживания, содействия к окружающим (Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающим людям).

• Ознакомление детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются: позы, мимика, жесты; обучать пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

• Обучение умению видеть причину возникновения эмоций.

• Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

III блок «Нравственные ценности и чувства»

Цель: формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами, формирование знаний и опыт дошкольников об адекватных социально приемлемых способах взаимоотношений друг с другом.

Задачи:

• Формирование у детей нравственно- этических норм.

• Формирование коммуникативных навыков: умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

• Обучать нормам и правилам поведения, способствовать осознанию причин конфликтов, обучать способам и приемам их самостоятельного разрешения.

• Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами речевого этикета.

• Преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование навыков адекватного поведения.

• Воспитание социально одобряемых стереотипов поведения.

• Воспитание нравственных качеств.

IV блок «Дом, в котором мы живем»

Цель: формирование адекватных представлений о семейной структуре и семейных отношениях; ознакомление с различными моделями полоролевого поведения; способствовать расширению знаний и представлений детей о нормах поведения, взаимоотношениях, культуре поведения в семье.

Задачи:

• Познакомить дошкольников с понятиями Родина большая и малая; дать представление о значимости семьи в жизни каждого человека, о взаимоотношениях внутри семьи.

• Формировать представление детей о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации.

• Формировать у детей четкие представления о роли мужчины и женщины в семье, круг их обязанностей, ответственность перед членами семьи, проявление любви, заботы и уважения друг к другу.

• Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

• Воспитывать у детей качества, необходимые для семейной жизни.

Каждый блок состоит из 3 основных этапов:

1. Ориентированный (1-2 занятия).

Задачи: установление первоначальных взаимоотношений.

2. Психокоррекционный (5-8 занятий).

Задачи: развитие адаптационных возможностей ребенка посредством оптимизации отношений между детьми (друг с другом).

3. Обобщающе - закрепляющий (1-2 занятия).

Задачи: обобщение сформированного опыта совместного переживания.

3. Заключительный - включает в себя заключительное тестирование, диагностика, подводятся итоги, составляются отчеты по работе.

2.2. Принципы реализации занятий

В процессе работы я придерживаюсь следующих принципов

• Принцип доступности предполагает учет уровня психологических особенностей ребенка.

• Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно - развивающей работы.

• Принцип индивидуализации предполагает учет возраста, уровня общего состояния ребенка.

• Принцип целостности эмоциональной, поведенческой и познавательной сфер.

• Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, подтверждает объяснение и помогает ребенку их правильно выполнять.

• Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей дошкольного возраста.

• Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма; создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

• Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества)

2.3. Основные формы и методы реализации педагогической деятельности по данной теме:

• развивающие игры;

• игры-драматизации;

• сюжетно-ролевые игры, игры с правилами;

• хороводные игры;

• ритмические и интонационные игры со словом;

• психогимнастические упражнения;

• психологические этюды;

• трансактный анализ;

• имитационные игры;

• игры-импровизации, игры фантазирования;

• обыгрывание эмоционального состояния;

• упражнения;

• наблюдения;

• рассматривание рисунков и фотографий;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• метод творческого самовыражения (рисование, лепка, аппликация, ручной труд);

• чтение художественных произведений;

• рассказывание русских народных сказок и авторских;

• сочинение историй;

• беседы;

• мини-конкурсы, игры-соревнования.

• проблемные театрализованные ситуации;

• театрализованные игры-экспериментирования

• тренинги;

• релаксация

2.4. Механизм реализации цикла занятий

Занятия рассчитаны на 3 года обучения, каждому году соответствует возрастной период дошкольника, начиная со средней группы, затем старшей и подготовительной групп. Воспитатель может начинать работу с любой из данных возрастных периодов, при этом этапы реализации остаются те же, что и при трехгодичном обучении, а ожидаемые результаты - соответствуют возрастной группе.

2.5. Организация занятий.

Занятия проводятся с октября по апрель включительно, с детьми средней, старшей, подготовительной групп. Сентябрь, май - диагностика.

Коррекционно - развивающие занятия проводятся раз в неделю с подгруппой детей (группа не более 6-7 детей). Их продолжительность 10-15 минут (первый год обучения); 15- 20 минут (второй год обучения); 20-35 минут (третий год); 35 занятия в год в старшей, подготовительных группах, 31 занятие в средней группе.

2.6. Тематический план (Приложение 4 - «Содержание тематического плана. Структура занятия»)

Название блока

Количество часов

1-й год

обучения

Средняя

группа

(4 - 5 лет)

2-й год

обучения

Старшая

группа

(5 - 6 лет)

3-й год

обучения

Подготов.

группа

(6 - 7 лет)

I «Познание себя и других» 7 7 7

II «Эмоции» 9 9 9

III «Нравственные ценности и чувства» 10 9 9

IV «Дом, в котором мы живем» 5 10 10

Итого за год: 31 35 35

блока

I

Название блока

Темы занятий

1-й год

обучения

Средняя

группа

(4 - 5 лет) 2-й год

обучения

Старшая

группа

(5 - 6 лет)

3-й год

обучения

Подготовительная

группа

(6 - 7 лет)

«Познание себя

и других»

1) «Знакомство».

2) «Я такой».

3) «Моя внешность».

4) «Мое имя».

5) «Кто такие мальчики и девочки».

6) «Мы все разные».

7) «Групповое взаимодействие» (итоговое)

1) «Давайте познакомимся».

2) «Я такой».

3) «Моя внешность».

4) «Мое имя».

5) «Кто такие мальчики и девочки».

6) «Что мне нравится?».

7) «Мы творцы» (итоговое)

1) «Давайте познакомимся».

2) «Я такой».

3) «Моя внешность».

4) «Мое имя».

5) «Мое тело».

6) «Обыкновенное чудо».

7) «Групповое взаимодействие» (итоговое)

блока

II

Название блока

Темы занятий

1-й год

обучения

Средняя

группа

(4 - 5 лет) 2-й год

обучения

Старшая

группа

(5 - 6 лет)

3-й год

обучения

Подготовительная

группа

(6 - 7 лет)

«Эмоции»

1)«Знакомство с эмоциями».

2) «Путешествие в сказку «Муха- Цокотуха»».

3) «Спрячь мышку».

4) «Гусята».

5) «Машина шутка».

6) «Болезнь куклы».

7) «Бал».

8) «Наши эмоции» (итоговое).

9) «Путешествие в сказку» (итоговое). 1) «Путешествие в страну Чувств».

2) «Встреча со слугой королевы страны Чувствляндии - Радостью».

3) «Встреча со слугой королевы страны Чувствляндии -Грустью».

4) «Вторая встреча со слугой королевы страны Чувствляндии – Грустью (обида)».

5) «Страх».

6) «Встреча со слугой королевы страны Чувствляндии – Злостью (гневом)».

7) «Встреча со слугой королевы страны Чувствляндии - Удивлением».

8) «Закрепление знаний о чувствах» (итоговое).

9) «Освобождение королевы из страны Чувствляндии» (итоговое).

1)«Наши эмоции» (диагностическое, обобщающее).

2) «Язык жестов и движений».

3)Знакомство со страной Эмпатия.

4)Встреча вторая со страной Эмпатия.

5)Путешествие в город Сорадости.

6)Путешествие в город Согрусти.

7) Путешествие в город Взаимопонимание.

8)Путешествие в город Взаимопомощи.

9)Прощание со страной Эмпатия (итоговое занятие).

III «Нравственные

ценности и

чувства»

1)«Знакомство с Леди Хороших Манер».

2) «Кривляки, хвастунишки и дразнилки».

3) «Грубость и драка».

4) «Жадность».

5) «Злой язычок».

6) «Сережа и щенок».

7) «Красная шапочка».

8) «Путешествие к незнайке».

9) «Сказочные персонажи».

10) «Давайте жить дружно» (итоговое). 1)«Новая встреча с Леди Хороших Манер».

2) «Доброта».

3) «Дружба».

4) «Благодарность».

5) «Забота».

6) «Беседа».

7) «Как ходить в гости».

8) «Поссорились, помирились».

9) «Давай жить дружно» (итоговое).

1)«Чаша доброты».

2) «Любовь».

3) «Любовь к животным».

4) «Вежливость».

5) «Гостеприимство»

6) «Уважение».

7) «Мы поссоримся и помиримся».

8) «Дружба».

9) «Давай жить дружно» (итоговое).

IV «Дом, в котором мы живем» 1)«Семья».

2) «Дружная семья».

3) «Бабушка заболела».

4) «С кем я живу».

5) «Правила домашнего этикета». 1)»Любовь к Родине»

2) «Семья».

3) «Дружная семья».

4) «Дом семьи».

5) «Празднование Нового года в семье».

6) «Труд мам».

7) «Любовь мамы».

8) «Забота о родителях».

9) «С кем я живу» (итоговое).

10) «Правила домашнего этикета» (итоговое).

1)»Любовь к Родине»

2) «Семья».

3) «Родственные связи».

4) «Древо семьи».

5) «Дом семьи».

6) «Праздники в семье».

7) «Уважение к родителям».

8) «Мужчины и женщины в семье».

9) «С кем я живу».

10) «Правила домашнего этикета» (итоговое).

1.7. Ожидаемые результаты

В результате реализации данных занятий предполагается, что дошкольникам детского дома будет значительно легче адаптироваться в окружающей действительности. Сформированность познавательного интереса к основам культуры общения, культуры речи и поведенческих навыков востребует дальнейшего освоения этических норм и понятий, формирование потребности в новых знаниях.

Средняя группа

Пройдя курс коррекционно - развивающих занятий «Азбука общения» дети средней группы будут знать, и уметь следующее.

Знать:

• имена всех детей в группе;

• для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;

• чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;

• названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх гнев, горе);

• отличия человека от животного;

• как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов семьи добрыми делами и хорошими поступками;

• состав семьи.

Уметь:

• отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;

• опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;

• правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

• оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;

• делиться с друзьями сладостями и игрушками;

• различать эмоции по схемам- пиктограммам;

• передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;

• употреблять в речи «волшебные» слова спасибо, пожалуйста, извините и т. п.

Старшая группа

Знать:

• различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;

• о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;

• какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому общению мешают;

• элементарные понятия нравственных качеств, чувств (доброта, дружба, благодарность, забота и т. п.).

Уметь:

• осознавать свое тело и его специфические особенности;

• понимать и описывать свои желания и чувства;

• осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;

• воспроизводить выразительные позы и движения;

• сравнивать эмоции;

• различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;

• контролировать свои эмоциональные реакции;

• подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их в аналогии в человеческом поведении;

• оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;

• уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

• останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;

• вести доброжелательный диалог, используя средства выразительности;

• выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

Подготовительная группа

Знать:

• что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнерами противоположного пола;

• об относительности в оценке чувств;

• какие существуют особенности общения разных животных между собой;

• основные понятия нравственных качеств, чувств (доброта, дружба, любовь, уважение, вежливость и т. п.)

Уметь:

• понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

• устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

• выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;

• понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам;

• рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;

• переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;

• принимать гостей у себя дома;

• общаться, несмотря на разницу желаний, и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечания их хорошие и плохие поступки;

• оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

• владеть основными навыками речевого этикета.

Модуль III. Результативность

3.1. Анализ реализации цикла коррекционно - развивающих занятий

В реализации коррекционно - развивающих занятиях приняло участие 7 человек. Работа осуществлялась в течении двух лет: с детьми старшей и подготовительной групп

По результатам реализации занятий можно сделать вывод:

Дети стали легко контактировать со сверстниками - стремятся к общению. Хотя активность в общении у многих недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников, замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

Большинство детей в конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения.

Наблюдается положительная динамика по результатам мониторинга (Приложение 1- «Диагностический инструментарий»):

1. Если при первоначальной диагностике по определению самооценки 100% детей группы составляет завышенная, неадекватная самооценка, то после проведения коррекционно-развивающих занятий завышенная, неадекватная самооценка составила 66% детей группы, 34 % - адекватная.

2. При изучении у детей осознания нравственных норм наблюдается положительная динамика.

3. Если при первоначальной диагностике определения уровня нравственного развития группы, определения направленностей потребностей, желаний ребенка

материальные желания составляли 85 %, то после проведенных занятий 25% детей группы;

нравственные желания составляли 15 %, то после 51 %;

желания познавательного характера составляли 0 %, после проведенных занятий 24% детей группы;

«желания для себя»- составляли 94%, после проведенных занятий 45 %;

«Желания для других»- составляли 6 %, после проведенных занятий 55%.

4. По шкале оценки психологической атмосферы в коллективе видно ее улучшение.

5. Если при первоначальной диагностике определения умения детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых

83% детей затруднялись в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не могли объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации. И лишь 17% детей справлялись с заданием с помощью взрослого. 0%- самостоятельно правильно определяли эмоциональное состояние, то после проведенных занятий

66% детей стали самостоятельно определять эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняют их причину и делают прогнозы дальнейшего развития ситуации. И 34% справляются с заданием с помощью взрослого, испытывают небольшие затруднения.

6. Результаты первоначальной диагностики по выявлению умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение показали, что:

100% детей проявляли отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями, не учитывали желания сверстников, настаивали на своем (из них 1 ребенок из семи не вступал в общение, не проявлял активности). После проведения занятий наблюдается положительная динамика, хоть и незначительная:

44% детей проявляют отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывают желания сверстников, настаивают на своем (из них по прежнему один ребенок из семи не проявляет активности в общении). 66 % детей отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении, бывает, принимают предложение инициатора, соглашаясь; могут возразить. Учитывают свои интересы, выступают со встречным предложением.

7. Сравнение личностных профилей детей показал динамику внутренних изменений ребенка с особенностями психофизического развития. После обработки результатов диагностики можно проследить, что накануне реализации коррекционно- развивающих занятий и после ее завершения меняются оценки по качествам.

Анализ реализации коррекционно - развивающих занятии показал, что по всем поставленным задачам наблюдается положительная динамика. Полученные результаты свидетельствуют о том, что методические методы и приемы, применяемые на данных занятиях являются эффективными и позволяют развивать у ребенка навыки общения, корректировать психофизическое развитие и поведение детей.

Свой опыт я хочу адресовать воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Он поможет им осознать самоценность и особую значимость дошкольного периода в формировании навыков общения; убедит их в необходимости развивать и воспитывать дошкольников с учетом знания общих закономерностей развития и природной индивидуальности; окажет помощь в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания.

Список литературы

1. Алябьева Е. А. Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. -М. : ТЦ Сфера, 2004.

2. Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ в раннем детстве. //Вопросы психологии. -1997.-№4-с. 3-12.

3. Божович Л, И. Проблемы формирования личности. - М. : Просвещение, 1995.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М, Ювспта, 2001.

5. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, СПб. : Речь, 2006.- 125с.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М. : Просвещение, 1984.

7. Воспитатель в детском доме: организация и методика работы по формированию нравственно-волевых качеств у детей 3-7 лет/ Л. В. Ладыгина. - М. : ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.

8. Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие- М. : Центр педагогического образования, 2007.

9. Гаврюкова Т. А. Играем, путешествуем, развиваемся : практическое пособие профессионального воспитателя детского сада. – Ростов н /Д: Феникс, 2007.- 250 с.

10. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4- 6 лет: Пособие для практических работников детских садов /Автор- составитель И. А. Пазухина- СПб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС»

11. Егорова М. А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. -1997.-№5-с. 63-69.

12. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006.- 64с.

13. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: Т. 1. Психическое развитие ребенка/ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - 1986.

14. Колпакова Н. В. Поможем ребенку расти счастливым. - Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007.- 58с.

15. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство)/ авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007.- 188 с.

16. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. - М. :Полит. изж-во. -1975.

17. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий. - М. : Книголюб, 2008.- 112 с.

18. Локтева Е. В. Содержание работы по формированию коммуникативных навыков и умений у старших дошкольников С ЗПР в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида// Дефектология. - 2006. -№6.-С. 81-83.

19. Локтева Е. В. Особенности формирования навыков общения у дошкольников //Перспективы развития специального образования: сборник научных трудов (под ред. Л. С. Сековец). - Н. Новгород, 2002.

20. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий. - М. : Книголюб,2008.

21. Лисина М. И. проблемы онтогенеза общения. - М. : Просвещение, 1986.

22. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым ребенком».- СПб. : Речь, 2006.-144 с.

23. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АККТИ, 2007.-312 с.

24. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества).-М. : Педагогика, 1990.

25. Психологическое изучение детей в интернате/Под ред. Л. И. Божович. М. - 1960.

26. Психологический словарь/ Под ред. Зинчеко В. П., Мещерикова Б. Г. - М. : Педагогика-Пресс,1997.

27. Психология детей дошкольного возраста/ Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М. - 1964.

28. Пахомова О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей. - М. : Книголюб, 2006.- 88с.

29. Пашкевич Т. Д. Ребята, давайте жить дружно!.: Методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2007- 60 с.

30. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4- 7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М. : Мозаика- синтез, 2007.- 80с.

31. Петрова В. И., Стульник Т. Д Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-изд., испр. и доп. - М. : Мозаика- Синтез, 2006.- 80 с.

32. Познаем себя и мир вокруг. Курс развивающих занятий для старших дошкольников. / Автор- составитель Колпакова Н. В. - Барнаул: Изд - во АКИПКРО, 2006.-34с.

33. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : Мозаика- синтез, 2008.- 64с.

34. Смирнова Е. О. становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1994.- №6-с. -15.

35. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Сценарии занятий по культурно- нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. - М. :ВАКО, 2008.- 160с.

36. Шипицина Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М. : Детство-Пресс, 1998.

37. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

38. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М. -1960.

39. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2008.- 128с.

40. Избранные психологические произведения/ Л. С. Выготский. - М. 1956.

41. Ермолаева М. В. психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками/ - 3-е изд., испр. - м. : Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.-192 с.

42. Психология детства: учебник/под ред. члена- корреспондента РАО А,А,Реана. - СПб. : ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006.-350 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

к циклу коррекционно - развивающих занятий «Азбука общения»

Содержание:

1. Диагностика определения уровня самооценки ребенка «Ступенька».

2. Диагностика осознания нравственных норм и объяснительной речи у детей 5-6 лет «Закончи рассказ».

3. Диагностирование определения уровня нравственного развития группы (игра «Цветик- семицветик»).

4. Шкала оценки психологической атмосферы в коллективе (метод экспертной оценки).

5. Диагностика по выявлению умения детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них «Отражение чувств».

6. Диагностика по выявлению умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам «Необитаемый остров».

7. Диагностика «Метод экспертной оценки» А. Б. Леоновой (1984) (наблюдение).

8. Графическая методика «Кактус» (модификация М. А. Панфиловой; проективный метод диагностики) по определению эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.

Публикации по теме:

Формирование коммуникационных отношений дошкольников. Тема: «Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Тенденция современного.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, ОНР», из опыта работы
Опубликовано: 20 ноября 2012 в 17:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, ОНР», из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шипулина (УИ 32847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД