МААМ-картинки

«Развитие образности и выразительности речи средствами театрализованной деятельности»

Ирина Николаевна Кечаева
«Развитие образности и выразительности речи средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Кечаева Ирина Николаевна воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 229 Сормовского района города Нижнего Новгорода

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам» Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. А театрализованная деятельность является важнейшим средством развития выразительности речи детей.

Публикация «„Развитие образности и выразительности речи средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах

В результате наблюдений в группе мы отмечаем недостаточное речевое развитие детей в разных видах деятельности. Не хватает образности, поэтичности, красоты русского языка в рассказах, созданных самими детьми. Театрализованные игры детей невыразительны, мало эмоциональны.

Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали театрализованную деятельность, как средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.

Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания.

развитие образности речи имеет для наших детей особенную значимость, а театрализованная деятельность поможет нам развить речь детей, интерес к русскому народному слову, словесное творчество детей.

На основании результатов обследования особенностей развития речи детей мы поставили перед собой следующую цель работы.

Способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных рассказов и сказок средствами театрализованной деятельности.

Непосредственно организованная деятельность по областям «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, но в данной деятельности реализуются задачи речевого развития с использованием разнообразных методов и содержания, в том числе по ознакомлении с литературой (сказками, рассказами). Поэтому игры - драматизации и чтение используем в утренние и вечерние часы.

Задачей первого этапа стало ознакомление детей с разными видами театра, его устройством,театральными профессиями.

При знакомстве детей с театром, его назначением использовались проблемные ситуации, методы ТРИЗ. Детей очень заинтересовала деятельность, которая объясняла театральные профессии. Мама Кати К. - скрипачка, папа - виоланчелист, раньше они работали в оперном театре. Они рассказали детям о жизни театра, о людях, которые там работают. После проведения данных встреч дети стали проситься в театр, и после его посещения оставили свои рассказы о театре, которые мы объединили в самодельную книжку "Как я был в театре" В рассказах Алеши было описание не только спектакля и антракта, но и декораций, людей, которые работают в театре. Только жалко, что дети рассказали о кукольном театре и театре "Вера", а в нашем городе есть и другие театры.

После этого мы перешли ко второму этапу работы со сказками.

При ознакомлении детей со сказками задачей стала активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение средств выразительности сказки. Мы рассказали детям о происхождении сказки, о том, как в стародавние времена ходили из города в город, из деревни в деревню сказители и рассказывали свои чудесные сказки, которые люди от мала до велика слушали, затаив дыхание, а потом рассказывали сказку друг другу, тем кто не услышал сказку, своим деткам. После рассказывания сказки, мы обязательно беседовали с детьми по сказке.

Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявитьобразные слова и выражения в сказке. Так, слушая сказку “ Жар - птица и Василиса-царевна “, Саша П., Аня М. заметили в описании коня новое слово – богатырский - значит очень сильный и выносливый. А Алеша К. и Даша К. отметили, как в сказке звучит слово на землю – «наземь». Много добрых и ласковых слов услышали дети в сказке “ Морозко” : морозушко, батюшка, красна-девица и др.

После слушания сказки, при пересказе её, дети выделяли части сказки, используя схемы-модели, иллюстрации по сказке. При анализе построения сказочного сюжета (повторность сюжета сказки) мы использовали сказки: “ Репка”, “ Колобок”, ”Лисичка со скалочкой”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” выделяя в них последовательность развития сюжета моделями. Когда дети запомнили сказку, выделили причинно - следственные связи, персонажей, стали пересказывать сказки мы перешли ко второму подэтапу, в котором работали над выразительностью речи и движений, закрепляли знание сказки детьми. Использовали следующие приемы: рассказывание сказки по очереди, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами.

Играли в игру «От каждого по словечку» : Один ребё нок сказал: «Колобок», другой продолжает, повторяя предыдущее слово и добавляя своё : «Колобок катиться», третий ребё нок: «Колобок катиться по дорожке» и тд.

Для обучения детей средствам речевой выразительности использовали такие упражнения. Например, предложили детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т. д.) Или привлекли внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово) : «Дай мне куклу», «мама пришла за мной» и т. д. Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и д. р.) и способами их невербального и вербального выражения.

Мы предлагаем детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т. д.

В дальнейшем наблюдения за поведением детей в организованной и самостоятельной деятельности показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь.

Это позволило нам начать третий под этап - совместное с детьми изготовление атрибутов и декораций. Мы готовили атрибуты к игре в сказку. Рисовали декорации, делали маски на деятельности по области «Художественное творчество». Например, для драматизации сказки "Царевна лягушка" мы изготовили маску - ушки Лягушки, подготовили костюмы Иванушки, Кощея - Бессмертного. Из соленого теста сделали чудо - пирог. Во время рисования или склеивания деталей маски или шапочки задавали вопросы, побуждая детей объяснять свои действия, вспоминать героев сказки. Это позволяет поддерживать интерес детей к сказке и желание её показать другим детям.

Далее переходим к театрализованной игре. Театрализация элементов сказок и сцен использовалась на музыкальных праздниках. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо. Лиза Т. стеснялась играть сама, а в кукольном спектакле блистала в главной роли Машеньки, интонационно выразительно спрашивала дорогу, просила о помощи. Игра за ширмой прибавляла ей уверенности в себе и на осеннем празднике она читала стих.

На последнем этапе работы мы стали совместно с детьми составлять новые сказки, комбинировать старые, изменять сказки, добавляя новые условия, в соответствии с методикой Щебицкой. Придумывали продолжение сказок. Например, сказку «Репка» дети продолжили так: «Принесли репку домой, а она заговорила: «Не ешьте меня, я любое ваше желание исполню».

Придумывали новые условия в сказке. Например, в сказке «Лисичка – сестричка и серый волк» мы предложили изменить время года. «Пусть будет лето»,- сказали дети. Даша предположила, что у волка хвост не замёрзнет, и он наловит много рыбы, больше чем лиса. А Миша сказал, что волк взял сеть, наловил рыбы и угощал ею лису. Также мы использовали приём совместного сочинения сказки. Мы вместе выбирали тему сказки, обсудили план сказки, назвали персонажей. После обсуждения дети вместе с родителями придумывали сказку “Как мы помогали Алёнушке спасать братца”. Использовали и такой приё м: мы начинали сказку, а дети по- разному её заканчивали. На предложение придумать сказку о приключениях колобка, Артем придумал сказку о том, как колобок попал к Лесовичку, а Саша П. рассказала о приключениях колобка в детском саду на новогоднем утреннике: в сказке Кати К. Колобок попал на берег моря и увидел дельфинов. Дети постепенно превращались в маленьких сказочников. В уголке книги стали появляться рисунки к любимым сказкам, рисунки к сказкам, которые придумали сами дети. Сказки, придуманные детьми, мы записывали, постепенно создавая книги со сказками. Родители и дети рисовали иллюстрации к созданным сказкам. В уголке книги появились сказки и рассказы собственного сочинения:

1 Приключение колобка,

2 Новые приключения Красной Шапочки.

Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ: инструктором по физ. культуре, музыкальным руководителем, воспитателями по изо. деятельности и экологии, психологом.

Результаты проведенной работы показали, что театрализация сказок обогащает речь детей, способствует её грамматическому и образному развитию.

Развитию речи детей, её образности, а также творческих способностей детей, способствует театрализованная деятельность. Она является важнейшим источником развития выразительной детской речи.

Театрализованная деятельность способствует :

1 повышению интереса детей к русскому народному творчеству;

2 развитию творческой активности;

3 развитию образной речи детей;

4 развитию связной речи;

5 воспитанию интереса к сказке, языковому богатству русского языка.

Перспективы работы следующие:

Продолжать работу по развитию театрализованной деятельности. Поставить для сотрудников и родителей спектакль по мотивами сказки Царевна – Лягушка.

Продолжать развивать выразительность и образность речи детей.

Способствовать развитию творческих способностей при составлении сказок собственного сочинения.

Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию речи детей.

Наладить сотрудничество с учителями школы по развитию речи и творческих способностей выпускников.

Публикации по теме:

План работы над постановкой театрализованного представления В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит зна­комые литературные сюжеты. Именно.

Театрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду. Основная задача педагогов-практиков состоит в том, чтобы развивать личность каждого ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие образности и выразительности речи средствами театрализованной деятельности»
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 14:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие образности и выразительности речи средствами театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Николаевна Кечаева (УИ 281827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД