Ольга Чикарова
Развитие одаренности детей дошкольного возраста
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными, способными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с такой категорией детей в нашем детском саду продолжает оставаться одним из приоритетных направлений. Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание.
Выявление одаренных и талантливых детей:
- анализ особых успехов и достижений;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям (по итогам участия в очных и дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, конференциях).
Публикация «Развитие одаренности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с одаренными детьми
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
- создание для воспитанника ситуации успеха и уверенности через личностно- ориентированное обучение и воспитание;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, олимпиадах городского, регионального и Всероссийского уровней.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных дошкольников:
- тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.
Поощрение одаренных детей:
- награждение дипломами, грамотами; выдача сертификатов участникам;
Работа с родителями одаренных детей:
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
Работа с педагогами:
- повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.
Выявление способных детей в нашем учреждении начинается с момента поступления ребенка в детский сад. Диагностическая работа, психологическое сопровождение детей, вовлечение ребят в различные интеллектуальные, творческие, спортивные мероприятия позволяют вовремя выявить способных и мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей. Работа с этими детьми в нашем образовательном учреждении ведется в плане развития учебно – познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций через: участие в конкурсах, проектной, исследовательской деятельности.
Задачи работы с одарёнными детьми:
• раннее выявление дошкольников, которые обладают творческими способностями
• развитие индивидуальности одаренного учащегося, выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей
• система дополнительного образования
• организацию и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах
• обеспечение максимально широкого участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх.
Несмотря на определенные успехи в реализации программы «Одаренные дети» перед педагогическим коллективом стоит еще немало проблем. Главная проблема кроется в необходимости правильного определения стратегии деятельности педагогического коллектива, использования имеющихся ресурсов. Необходимо искать новые пути повышения мотивации обучающихся для участия в творческих и интеллектуальных конкурсах.
Проблемы работы с одаренными, способными и высоко мотивированными детьми являются приоритетными в системе образовательного процесса и поэтому необходимо создание условий для успешной работы:
осознание важности работы каждым членом коллектива доу и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
В детском саду создаем условия для развития воспитанников с разными уровнями способностей, потому что каждый ребенок талантлив по-своему. Для этого используем разнообразные формы работы и стремимся организовать деятельность так, чтобы она вызывала у детей положительные эмоции и интерес, обеспечивала развитие творческих способностей. Осуществляя эту деятельность (художественную, спортивную или исследовательскую) ребенок должен ощущать вкус и радость победы