Малешова Лариса Арифовна
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В. Н. Шацкая, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, Е. А. Аймазов, А. Д. Войнова, Б. Л. Яровский, Д. Т. Зинич, Н. Д. Орлова, Т. В. Волчанская, С. И. Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, продолжена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Исследования ведущих педагогов-музыкантов (Д. Е. Огороднова, Г. А. Струве, В. Емельянова, К. В. Тарасовой) показали, что формирование певческих навыков – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
При отборе методов реализации поставленных задач, была изучена следующая методическая литература:
Овчинникова. Т. С. «Логопедические распевки»
Волкова Г. В. «Логопедическая ритмика»
Тиличеева Е. А. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста».
Картушина М. Ю. «Вокально – хоровая работа в детском саду»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, в котором одна из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» обозначена как «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, развитие восприятия музыки».
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника.
Пение имеет огромное значение для детей с тяжелыми нарушениями речи, так как оно формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь, способствует умственному развитию ребенка, расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.
Целью данной работы стало - Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством игр и упражнений.
Задачи
Развивать способность петь выразительно, естественным голосом;
Развивать правильное дыхания;
Формировать навык звуковедения;
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку;
Развивать умение передавать характер песни,
Создать условия, способствующие развитию певческих навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста;
Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития певческих навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
В начале своей работы я провела обследование певческих навыков детей по методике М. Ю. Картушиной. Исследования проводились с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 21 человека.
Анализируя полученные данные, я пришла к следующим выводам:
- у 11 детей, что составляет 52% певческие навыки не сформированы –
У детей преобладает непроизвольное дыхание, они не способны пропевать фразу на одном дыхании, не сформирован навык звуковедения, пение отрывистое, крикливое, очень слабая артикуляция, в результате, отсутствует четкая дикция. У многих детей очень низкая выразительность исполнения,пение не эмоциональное, не выразительное.
- у 9 детей (42%, певческие навыки частично сформированы
- 1 ребенка (5%)певческие навыки сформированы.
Выяснив особенности развития певческого голоса детей с ТНР, я пришла к выводу, что необходимо обратить особое внимание на развитие певческих навыков.
Свою работу я построила на использовании вокальных упражнений и игр, которые присутствуют на каждом музыкальном занятии. В работе придерживаюсь основного правила, что упражнения должны быть предельно просты, в музыкальном отношении ритмичны и мелодичны
1. Певческая установка – положение, которое должен принять поющий перед началом пения.
- упражнение «Сидит дед»
Дети сидят сгорбившись и поют:
Сидит дед
Ему сто лет.
Затям, садятся прямо и весело поют:
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
- Подвижная игра «Так приятно и удобно» Л. Абелян,
2. Дыхание.
Упражнение «Вдох- выдох» на развитие дыхания без звука
Упражнение Котенок и шар»Звуковые дыхательные упражнения
(для спокойного выдоха ртом)
Упражнение «Скажи шепотом»
Упражнение «Скороговорка на одном дыхании»
Упражнение «Паровоз» (закрепляет навык активной работы диафрагмы)
3. Звукообразование
-Упражнение «Колокол»
Пропевать на одном звуке междометие «Бом. Бом.» долго протягивая звук «м» Пение с закрытым ртом помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор.
-Упражнение «Звуковая дорожка» На фланелеграф крепится полоска бумаги
(«дорожка») на неё выкладываются
Изображения гласных звуков, которые дети пропевают.
- Схемы с изображением правильно положения губ при пении гласных звуков.
- Пособие «Поющая азбука» для старших дошкольников, которые умеют читать, Детям показывают таблицы со слогами, или словосочетаниями, которые они пропевают.
4. Звуковедение
- Упражнение «Изобрази интонацию восхищения» «Ой-ой! Ой-ой!» и послушать, как звучит голос – для выработки кантиленного пения.
-Упражнение «Пропой звук»«У- у-у», упражнение исполняется легким стаккатированным звуком. Детям можно сказать, что звук похож на капельки, искорки, острые льдинки, укол иголки.
- Схемы пропевания звуков. Длинная линия – поем связно, линия прерывистая - звук прерывистый, точки-кружочки – значит надо петь отрывистым звуком.
5. Артикуляция и дикция
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнение «Мотоцикл» (озвученная артикуляционная гимнастика)
- Пропевание скороговорок
- Упражнения «Колыбельная» «Плач», «Волк» (вокальные упражнения на гласные звуки)
- Логопедические распевки
6 Чистота интонирования
7Выразительность исполнения
Этюды «На птичьем дворе», «Зоопарк», «На берегу моря» и т. д. (звукоподражание)
Упражнение «Ворчливая Варвара» (проговаривание скороговорок с разным выражением)
Упражнение «Разговоры» (пение звукоподражаний с различным эмоциональным выражением)
Пение по пиктограммам
В группах созданы Центры музыкальной и театрализованной деятельности, в них сосредоточены дидактические игры и пособия, направленные на развитие певческих навыков у детей (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен, дети занимаются самостоятельной вокальной деятельностью, организовывают сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье, кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.
-В данном направлении велась работа в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ (воспитатели,учитель-логопед,учитель-дефектолог, педагог-психолог).
Формы работы вы можете видеть на слайде.
В работе с воспитателями использую интегрированные НОД («Путешествие Язычка», «Всем нам песни петь не лень» и другие, консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», «Хороводные игры в работе с детьми младшего и среднего возраста», и другие)
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений по созданию благоприятных условий для развития певческих навыков у детей с ТНР. В работе с родителями детей я использовала разнообразные формы работы:
Консультация «Советы тем, кто хочет научиться петь».
Проектная деятельность "Календарно-обрядовые песни "
Папка-передвижка «Пойте на здоровье», «Мелодии для самых маленьких»,
Памятка «Охрана детского голоса»,
Мастер-класс «Колыбельные песни – лирика материнства»
Информация на страничке интернет-ресурса
В конце проведенной работы была повторно проведена диагностика
В конце учебного года, было проведено повторное диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ТНР на развитие певческих навыков. В ходе обследования, я выяснила, что в результате планомерной и систематической работы в течение года у детей старшего дошкольного возраста с ТНР появилась заметная динамика в развитии певческих навыков.
- у 11детей (52%) певческие навыки сформированы -появилось произвольное дыхание, умение брать дыхание между фразами, сформировался навык звуковедения, способность петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Дети овладели навыками более четкого произношения согласных и правильного формирования гласных, в результате дикция стала более четкой. Пение стало более выразительным.
- у 8 детей, что составляет 38% певческие навыки частично сформированы –
- у 2детей (10%, певческие навыки не сформированы, т. к.
В результате проделанной работы мы видим, что
• У детей наблюдается положительная динамика в развитии певческих навыков.
появилось произвольное дыхание, умение брать дыхание между фразами, сформировался навык звуковедения, овладели навыками более четкого произношения согласных и правильного формирования гласных, дикция стала более четкой.
• Дети стали петь уверенней и эмоциональней
• Обогатилась развивающая предметно-пространственая среда в группах.
• Повысилась компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития певческих навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста