Лучший педагог года

Развитие познавательных процессов у детей с особыми возможностями здоровья с помощью «Песочной терапии»

Надежда Тишина
Развитие познавательных процессов у детей с особыми возможностями здоровья с помощью «Песочной терапии»

«Развитие познавательных процессов у детей с

особыми возможностями здоровья с помощью «Песочной терапии»».

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и направлен на достижение следующих целей:

1. Повышение социального статуса дошкольного образования.

2. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Публикация «Развитие познавательных процессов у детей с особыми возможностями здоровья с помощью „Песочной терапии“» размещена в разделах

3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.

4. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, языка, социального статуса, психологических и других особенностей (в том числе ОВЗ).

3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

4. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, и состояния здоровья детей.

8. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическими, физиологическим особенностям детей.

9. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации, способности детей в различном виде деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральным Государственным требованиями дошкольного образования направлено на содержание системы комплексной помощи детей с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком в первые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Нашу группу «Солнышко» посещают дети (2-3 года) с задержкой речевого, психического развития, слабослышащие дети, дети с синдромом Аутизма. Для этих детей характерны : снижение познавательной активности, бедность запаса сведений об окружающем мире, повышенная утомляемость, низкая самооценка и отставание всех психических процессов. Это приводит к тому, что дети с трудом приобретают необходимые знания и представления об окружающем мире. Они нуждаются в специальном образовании, подборе нетрадиционных методов психокоррекции. Одним из таких методов является применение песочной терапии.

Песочная терапия - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализовать. Одним из методов песочной терапии является использование в коррекционно-развивающей работе кинетического песка. Данный метод я стала внедрять в свою деятельность.

Кинетический песокновый и необычный материал: прекрасно держит форму, при этом легко распадается, а сама структура песка одновременно прочная и пористая и с этим песком можно работать на любой поверхности. Он напоминает мокрый пляжный песок, но в тоже время он мягкий и пушистый, при работе с ним руки остаются сухими и чистыми. Этот песок подходит аллергикам.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому я использую песочницу в развивающих и обучающих занятиях. При использовании кинетического песка в коррекционной деятельности с детьми решаю следующие задачи:

1 Развитие познавательно-речевой активности

2 Коррекция поведения

3 Расширение знаний и представлений об окружающем мире

4 Раскрытие творческого потенциала

5 Развитие всех форм мышлений

6 Улучшение внимания памяти

7 Формирование активной жизненной позиции

8 Повышение самооценки

9 Развитие коммуникативных способностей.

Детям нравиться играть с песком. Песок привлекает маленьких строителей своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки. А если к этому я добавлю различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он придумывает, фантазирует, и проигрывает в игре жизненные ситуации.

Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее ограниченной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Игра в песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения. При любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушарий, а также их взаимодействие. При таком подходе гармонизуется эмоциональное состояние.

У детей активно развивается мелкая моторика. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. После нескольких занятий с песком дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычно для ребенка игровой среде.

«Рисуем на песке». Можно палочкой или зубочисткой рисовать геометрические фигуры, цифры, буквы.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке узоры из цветных бусинок, счетных палочек как по образцу, так и самостоятельно.

«Волшебный клад». Педагог заранее прячет маленькие игрушки в песок и предлагает ребенку их найти. Эту игру я использую для закрепления лексических тем, для развития мыслительных процессов- обобщения, классификаций. Мною замечено что дети с ОВЗ, взаимодействуя с кинетическим песком, намного быстрее стали усваивать новый материал, улучшилась связная речь, играя с песком, они получают разные эмоции.

Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:

1. активно развивается тактильная чувствительность пальцев рук

2. в играх с песком интенсивно развиваются все познавательные процессы (память, речь, мышление)

3. совершенствуется предметно игровая деятельность, что способствует развитию ролевой игры

4. песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми ОВЗ.

Так как игра является ведущей деятельностью детей, то в играх с песком используем не только дидактический, но и природный материал, шарики су-джок.

Виды игр и упражнений для психологической песочницы :

1. Адаптационные игры и занятия с детьми (если у ребенка тревоги, страхи, то он просто все фигурки сваливает в лоток с песком)

2. Дидактические и познавательные игры (если ребенку не хватает уверенности в себе, а это застенчивые дети, то с помощью моделирующей инструкции просим создать композиции в центре которой находится гора)

3. Игры-сказки на песке (если у ребенка образ отдален, не ясен, то он засыпает «контейнеры» песком, лепит куличи и раскладывает их по емкостям, тем самым контейнируя тревогу – снижение психо-эмоционального напряжения, повышение самооценки).

4. Песочная анимация. Предлагается малышам «развеселить» песок : пощекотать пальчиками, пробежаться, как котенок; погладить плавными движениями; набрать в кулачок и отпустить, устроив водопад; соединить раскрытые ладошки и изобразить порхающих бабочек. Анимация на песке – малыши прижимают ладошку к поверхности песка и круговым движением изображают круг, дорисовывают лучики, глазки, носик и улыбчивый ротик.

В своей работе использую: обучающие игры – направленные на развитие тактильно-кинетической чувствительности и м. м. р, тем самым развиваем речь у малышей, словарный запас слов;

познавательные игры – с их помощью помогаем познавать многогранность нашего мира, игры на знакомство с окружающим миром, тем что рядом с нами: животные, моря, транспорт.

проективные игры – проводятся индивидуально, с их помощью проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.

Примеры некоторых упражнений:

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Бегут жучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

«Звери на дорожках» - учить пользоваться моделями, использовать их на песке.

«Узоры на песке» - учить малышей рисовать свое настроение на песке, развивать воображение. А также процесс рисования на песке благотворно действует на гиперактивных детей, прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала.

Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17.10.2013 г №1155.

2. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.

4. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4.

5. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5.

6. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5.

7. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1.

8. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.

9. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010.

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте .

Индивидуальное занятие психолога с применением песочной терапии «Весна в песочной стране» Тема: «Весна в песочной стране» (рисование на песке). Возраст: средний дошкольный Проводится индивидуально с использованием светового.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Опыт работы по развитию познавательных процессов у дошкольников. Тему "Развитие познавательных процессов у дошкольников" я выбрала не случайно.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Светлячок» Статья на тему: «Познавательное развитие.

Проект «Развитие познавательных процессов через игры с песком» для детей подготовительной к школе группы Пояснительная записка. «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К. Д. Ушинский Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит.

Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Актуальность Нельзя.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Развитие познавательных процессов в работе с логическими блоками ДьенешаРазвитие познавательных процессов в работе с логическими блоками Дьенеша «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Занятие психолога (развитие познавательных процессов) в детском саду «Мы очень внимательные» для детей 5–6 летЗанятие психолога (развитие познавательных процессов) в детском саду «Мы очень внимательные» для детей 5–6 лет Занятие психолога (развитие познавательных процессов) в детском саду: «Мы очень внимательные»Цель: Развитие психических процессов у дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов у детей с особыми возможностями здоровья с помощью «Песочной терапии»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 08:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД