Папки-передвижки

Развитие речи младших дошкольников посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр

Ставцева Елена
Развитие речи младших дошкольников посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании словаря дошкольников. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. И чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» - это не просто развлечения для малышей, а инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Публикация «Развитие речи младших дошкольников посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» размещена в разделах

Предлагаю вашему вниманию нетрадиционные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые я использую в своей работе по развитию речи малышей.

1. Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект. Рассмотрим один из предложенных вариантов.

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин - (сжимаем и разжимаем кулачки)

Много нас - (показываем ладошки)

А он один - (показываем указательные пальцы)

Эта долька для ежа - (сгибаем большой палец)

Эта долька для стрижа - (сгибаем указательный палец)

Эта долька для утят - (сгибаем средний палец)

Эта долька котят - (сгибаем безымянный палец)

Эта долька для бобрят - (сгибаем мизинец)

А для волка кожура - (имитируем выброс кожуры)

Ой, беда, беда прячьтесь, прячьтесь, кто куда (закрываем ладошками лицо, а волк ищет того, кто не спрятался.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения : «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Рассмотрим упражнение «Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседской курице. (кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)

3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») :

«Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».

Вот одно из упражнений. "Кулак - ребро - ладонь" ( последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

4. Пальчиковые игры в сочетании с массажем кистей и пальцев рук.

В данных играх я использую массажные движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для большего эффекта можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

Рассмотрим массажное упражнение "Надеваем перчатки" (большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. Далее растираем ладонь.)

5. Театр в руке.

Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают эмоциональное напряжение детей.

Вот пример к сказке «Репка». Эта пальчиковая игра с элементами потягивания пальцев за ногтевые фаланги называется «потягивание».

Правая рука

Тянут, тянут (мизинец)

Бабка с дедом (безымянный пальчик)

Из земли (средний пальчик

Большую репку. (указательный пальчик)

Вот пришла бы (большой пальчик)

Левая рука

Наша внучка, (большой пальчик)

Помогла б (указательный пальчик)

Собачка Жучка. (средний пальчик)

Где же кошка, (безымянный пальчик)

Мышка-крошка?» (мизинец)

Хоть держалась крепко, (одноимённые пальцы подушечками друг к другу.)

Вытянута репка! (обе руки вверх в таком же положении.)

Игра с мячиками:

Для этого я использую массажные колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)

«Колобок» :

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

«Игра с Ежиком» :

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик, поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе).

Пальчиковая игра «Башмачки» : (с предметами) :

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук:

Катя туфли потеряла, долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула, смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку по кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки, обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик, будто ножка, только шаркает немножко.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси» :

Берутся бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) .

На каждый ударный слог меняйте пальчик.

5-- – 4 –-- 3 ---– 2 Наши уточки с утра

2 –-- 3 –-- 4 – ---5 Кря - кря – кря – кря!

Другая рука:

5--- – 4--- – 3 ---– 2 Наши гуси у пруда

2 ---– 3 ---– 4 ---– 5 Га – га – га – га!

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Ну и, конечно, очень нравится деткам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым. Можно сопровождать работу проговариванием стихов:

Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку.

Игры с сыпучими материалами:

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месит тесто, приговаривая:

Тесто месим, месим тесто, есть в печи немного места.

Будут-будут из печи булочки и калачи.

Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим и сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Используя пальчиковые игры в работе с детьми по развитию речи, можно заметить, что дети эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые дети начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, и даже те, кто плакал, забывают про слёзы.

Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Для этого, как нельзя лучше подходят пальчиковые игры. Ведь в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Систематическая работа по развитию мелкой моторики рук и речи у детей с использованием пальчиковых игр дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Разнообразное использование пальчиковых игр - одно из важных средств развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. Все представленные методы и приемы, предложенный игровой материал могут быть использованы не только во время проведения образовательной деятельности, но и в свободной игровой деятельности детей. Именно через игру ребёнок дошкольного возраста учится, развивается, взрослеет. И чем ярче, красочнее игры и игровые задания, тем интереснее ребёнку играть и тем выше будет результат.

Публикации по теме:

Развитие тонкой моторики у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО У старших дошкольников нарушение тонкой моторики затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр»Мастер-класс для родителей «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр» Мастер – класс для родителей «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр» Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях.

Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида г. Унеча Брянская область Сценарий мастер-класса.

Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр и использования игровых пособийРазвитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр и использования игровых пособий Ранний возраст (мелкая моторика) Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект.

Опыт работы. Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и приёмов рисования».

Развитие речи и мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр посредством нетрадиционной техники изодеятельности Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского.

Программа саморазвития «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35» Программа саморазвития на 2017-2020 учебный год воспитателя.

Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством использования игр и упражнений с блоками Дьенеша Тема: «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» на занятиях.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством использования приема «изосказка» в старшей группе ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ве-дущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи младших дошкольников посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 15:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД