МААМ-картинки

Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности

Светлана Белова
Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности

Презентация опыта работы Беловой Светланы Михайловны,

музыкального руководителя МДОУ ИРМО

«Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

По теме «Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности» СЛАЙД 1

Выступление на заседании ассоциации

педагогов по направлению

«Художественно-эстетическое развитие детей»

Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности» размещена в разделах

Я, Светлана Михайловна Белова, музыкальный руководитель Муниципального образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»». СЛАЙД 2

Начну свое выступление с того, что ещё в древние времена педагогам было известно, какие огромные возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве проблеме музыкального воспитания и образования еще мудрецы древней Греции уделяли особое внимание. Основой системы государственного воспитания они считали музыку и гимнастику как средства всестороннего, гармоничного формирования личности, и занятия тем и другим являлись обязательными для всех. И один из них, философ Платон, так говорил СЛАЙД 3-4: «Воспитание музыкой надо считать самым главным». Да, действительно, музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.

Сегодня мы говорим о развитие творческой инициативы и самостоятельности дошкольников в музыкальной деятельности через инновационные технологии дошкольного образования условиях реализации ФГОС. СЛАЙД 5-6

Инновационных технологий сегодня много. Я выделю те, которые наиболее приемлемы в работе музыкального руководителя с воспитанниками. СЛАЙД 7-8

Проектная деятельность

Личностно-ориентированная технология

Технология развития творческих способностей ребенка

Технология сотрудничества

Технология выявления и поддержки одаренных детей

Коммуникативные технологии

Здоровьесберегающия технология

Игровая технология

Информационно-коммуникационные технологии.

СЛАЙД 9-11. В основе любой инновационной технологии музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая всю структуру музыкального занятия : пение, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки, ритмизированная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированную театрализацию. Взрослый в (данной ситуации) общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!», так как педагог в данной роли является равноправным партнером! Т. е. взрослый выступает как руководитель, учитывающий субъективные интересы, игровые потребности детей, проявляя своё руководство творчески активным, но косвенным образом.

СЛАЙД 12. В настоящее время в дошкольном образовании вопросы развития и поддержки детской инициативы все чаще обозначаются в документах, отражающих современные направления развития отечественного образования.

Во всех нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» в различных видах деятельности, в том числе и в музыкальной.

На музыкальных занятиях особое внимание мы уделяем решению этих задач, формируя при этом способы самостоятельных действий в разнообразных видах музыкальной деятельности. Задача педагога - научить детей самостоятельно находить решение поставленных перед ним музыкальных заданий.

СЛАЙД 13. В разных видах музыкальной деятельности самостоятельность и инициативность связана с полученными навыками и умениями, или, говоря другим языком – приобретенными компетенциями. Условно я разделила это на три этапа: сначала по показу – этап подражания, затем с небольшой помощью педагога – этап частичной самостоятельности, ну и как результат – этап более полной самостоятельности.

Хочу остановиться на отдельных видах музыкальной деятельности и показать, какие возможности они раскрывают для проявления самостоятельности детей.

Итак, слушание музыки СЛАЙД 14-15. У малышей 2-3 лет самостоятельные проявления ограничены. Поэтому на начальном этапе развития самостоятельности стараюсь воспитанников заинтересовать и увлечь, учу осознанно воспринимать музыку. Перед прослушиванием песни или музыкального произведения говорю с детьми об их содержании. Используя мимику, интонации, сообщаю малышам, что сейчас будет звучать песня о птичке, или про кошечку. Придумываю небольшие рассказы и иллюстрирую их музыкой, вношу игрушки, наглядный материал. Постепенно ребенок начинает понимать, что музыка о чем-то, или о ком-то рассказывает, самостоятельно выбирает картинку или игрушку, которая соответствует музыке. В этом возрасте формируются первые творческие проявления у детей в музыкальной деятельности. Пример: говорю, что сейчас прозвучит музыка для собачки, а деткам надо определить, что же собачка делает? После прослушивания плясовой или колыбельной музыки ребенок самостоятельно выполняет соответствующие движения с игрушкой-собачкой. Такие игровые приемы помогают детям не только эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваются в ее характер и самостоятельно действовать.

Еще пример. Говорю, что на занятие пришли гости и спрятались, наверное, в корзинке. В корзинке мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Играю знакомые произведения: «Петушок», «Серенькая кошечка», «Воробушки», «Медведь», и др. Дети узнают музыку и сами достают из корзинки соответствующую игрушку. СЛАЙД 16

СЛАЙД 17. От первоначального восприятия, ребёнок постепенно переходит к более сложным формам усвоения музыкальных произведений. Дети 3-4 лет уже сами могут ответить на вопросы по эмоционально-образному содержанию произведения: «Какой характер музыки, «Как звучит музыка – громко или тихо, быстро или медленно, радостно или печально?». При этом важно стимулировать самостоятельные высказывания и проявления инициативности детей.

В старшем возрасте дети уже могут самостоятельно определять жанр, форму, характер произведения; не только различать и называть произведение, а также отмечать средства музыкальной выразительности - смену темпа, динамики, развитие формы. Для того, чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу необходимо ставить проблему. СЛАЙД 18. Например, перед ребятами ставится проблемная ситуация: фонограмма марша, под который дети учились маршировать на прошлом занятии, повреждена вирусом. Но у меня есть папка с музыкальными произведениями разных жанров, которые перемешаны. «Хотите помочь? Что будем делать?» Дети приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш. В ходе слушания отрывков музыкальных произведений дети проявляют активность, применяют свой музыкальный опыт.

В результате такого обучения у детей вырабатывается умение самостоятельно ориентироваться в музыке, эмоционально откликаться на неё, отмечать то настроение, которое отражает произведение.

СЛАЙД 19. В пении самостоятельность детей проявляется уже в утреннем приветствии. Сначала по показу (этап подражания, затем с небольшой помощью педагога (этап частичной самостоятельности, ну и как результат – этап более полной самостоятельности. СЛАЙД 20. Также инициативность и самостоятельность формируется в активном восприятии песен, в выборе любимой песни и осознанном отношении к этому выбору. Перед разучиванием нового репертуара предлагаю послушать несколько песен, тем самым даю воспитанникам проявить инициативу в выборе песни для дальнейшего разучивания.

Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной певческой деятельности, я создаю проблемно-игровые ситуации. СЛАЙД 21

Для младших дошкольников : на СЛАЙДЕ 22 кукла с градусником – болеет. Вопрос: как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше? Вспоминаем стихотворение В. Берестова «Кукла болеет» : Тише, тише, тишина! Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна, просит музыки она.

Спойте, что ей нравится, и она поправится.

Или еще пример: я говорю: «Ребята, к нам в гости пришел медвежонок. Посмотрите, какой он грустный. У него сегодня плохое настроение. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы медвежонку стало весело? Послушать музыку? Спеть песенку?». Хочу отметить, что дети проявляют большую инициативу в выборе песенного репертуара, чтобы исполнить его и развеселить медвежонка.

Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, тоже в большой степени способствуют проявлениям самостоятельности. Уже в младшей группе дети пробуют пропеть имя куклы, спеть, как петушок, птичка и т. д. В средней и старшей группе умеют пропеть свое имя, отвечать в песенной форме на музыкальный вопрос : «Что-то Машеньки не слышно?», а ребенок отвечает: «Погулять, наверно вышла», или «Ау, ты где?», «Я здесь!». «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!»; «Зайка, зайка, где бывал?», «На полянке танцевал!». СЛАЙД 23.

В подготовительной группе дети пробуют сочинять собственные простые мелодии (без слов, со словами, в жанре марша, танца и т. д.). Такие задания не только активизируют слух, но и развивают творческую инициативу. СЛАЙД 24-28

СЛАЙД 29-30. В музыкально-ритмической деятельности, развивая самостоятельность и инициативность, стараюсь создать ситуацию, при которой ребёнок действует не только по показу или образцу выполнения движений, но и предлагает сам способ действия или характер движений, в соответствии с настроением музыкального произведения. Музыкально-ритмические упражнения творческого содержания, характерные танцы, музыкально-ритмические игры, создают благоприятные условия для развития творческих способностей дошкольников и обеспечивают высокий уровень развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности. СЛАЙД 31

Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать, а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и другое. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций.

СЛАЙД 32-33. Первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах наши дети получают, начиная со второй младшей группы. Проявляя самостоятельность, дети выбирают инструменты (выбор пока небольшой – ложки и маракасы). А теперь будьте внимательны: сначала играют ложки, затем маракасы.

Пример. «Нам игрушки принесли». В корзинке лежат музыкальные игрушки : колокольчик, музыкальный молоточек, ложки; кошка (мягкая игрушка). Из коробки достаю кошку, начинаю петь песню «Серенькая кошечка» (1 куплет, дети с удовольствием сами начинают мне подпевать. По окончании пения говорю, что в корзинке лежат ещё музыкальные игрушки, которые кошка даст деткам, если они узнают их по звучанию. СЛАЙД 34.

Незаметно от детей играю на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушки ребёнку. Тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на ложках). Затем кошка передаёт игрушку другому ребёнку.

Дети старшего дошкольного возраста пытаются подбирать знакомые мелодии и сочинять собственные несложные ритмические и мелодические обороты. Игровые сюжеты возникают на основе опыта музыкально-игровой деятельности, полученного на занятиях.

Таким образом, во всех видах музыкальной деятельности проявление самостоятельности и инициативности связано с характером обучения, которое мы ориентируем на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания, иметь ярко-выраженное сюжетно-игровое и сюжетно-образное содержание. Например, с помощью музыкальных инструментов нужно рассказать о признаках осени. Скажите, какие самые главные признаки осени? (Ответы детей) Правильно, ветер и дождь. Скажите, пожалуйста, капли дождя какими инструментами можно изобразить? (Ответы детей). А ветер? (Ответы детей). Значит, какие музыкальные инструменты нам в этом помогут? Возьмите инструменты, на которых вы хотите поиграть. (выбор детьми).

Сейчас дети, которые держат в руках треугольники, бубенцы и колокольчики под музыку попробуют изобразить дождь. Затем дети с шумовыми инструментами (трещотка, коробочка) изобразят ветер. А потом устроим с вами непогоду: ветер и дождь.

Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

СЛАЙД 35. Таким образом, роль музыкального руководителя в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе.

СЛАЙД 36. Инициативная и самостоятельная личность развивается в деятельности! А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. Играйте с детьми!

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Роль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 МартаРоль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 Марта Задачи, которые ставятся в процессе коллективной творческой деятельности: - практическая направленность; - коллективная организация;.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности
Опубликовано: 4 октября 2022 в 12:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД