Получи документы

Развитие самостоятельности у детей средней группы в ходе творческого экспериментирования в изобразительной деятельности

Егорова Анастасия
Развитие самостоятельности у детей средней группы в ходе творческого экспериментирования в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Все чаще мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят проявлять интерес к изобразительной деятельности. Многие педагоги обеспокоены этим, ведь жизнь становится все сложнее и многообразнее и надо с самых ранних лет учиться подходить творчески к решению больших и малых задач, способности самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Именно в дошкольном возрасте формируется активная, инициативная и творческая личность. Одним из средств развития самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности является творческое экспериментирование.

Публикация «Развитие самостоятельности у детей средней группы в ходе творческого экспериментирования в изобразительной деятельности» размещена в разделах

Поэтому я в своей работе предлагаю ввести что-то новое и интересное, чтобы привлечь внимание детей к творчеству. Это можно сделать в формате игры, добавить новые инструменты для рисования и помочь детям самим научиться экспериментировать с творчеством, чтоб заинтересовать их в этом. Экспериментальная деятельность объединяет все стороны воспитания, развивает наблюдательность и стремление изучать мир, умение изобретать, создавать из ребенка творческую личность.

Главный плюс эксперимента в том, что подход имеет нестандартный характер и этим он заинтересовывает детей, потому что они могут проявить свою фантазию в рисунке, лепке или аппликации, так же это помогает детям развить мелкую моторику рук и творческое мышление с детского возраста. В данной статье я приведу пример, как можно заниматься с детьми, к какой деятельности стоит их привлечь и что их заинтересует, в этом и заключается мой эксперимент – в развитии самостоятельной творческой личности ребенка, в ней воспитывается любовь к изобразительному искусству, он учится творить.

Все вышесказанное, а также мой личный интерес к познанию особенностей работы по развитию самостоятельности у средней дошкольной группы послужило основой выбора темы исследования.

Для этих целей были поставлены задачи, изучить методическую литературу, проанализировать содержание творческого экспериментирования в изобразительной деятельности с детьми средней группы, выявить систему методов и приемов, подобрать комплекс диагностических средств и разработать методические рекомендации к этой теме, а так же проанализировать результаты практической работы и разработать методические рекомендации.

Самостоятельность в изобразительной деятельности ребенка – это находить способность создать идею в непривычных ситуациях, особенно видеть и применять реальные предметы; умение изменять форму объекта, способность оригинально использовать и сочетать различные средства художественной выразительности с элементами разных видов изобразительной деятельности, конечным результатом чего является собственное художественное произведение.

«Экспериментирование – это практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания его свойств, связей и зависимостей»

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ включают :

• Образовательные задачи ( Формирование представления о предметах: их свойствах и качествах, также формировать способности и определять взаимосвязи между предметами и явлениями. Формирование умения делать выводы, открытия).

Развивающие задачи (Развивать мыслительные способности, уметь сравнивать, сопоставлять, систематизировать, обобщать и анализировать. Развивать мелкую моторику и координации движений, визуального, слухового, сенсорного восприятия, развивать речевые способности также развивать внимание и память.

• Воспитательные задачи (Уметь создавать положительные мотивации к самостоятельному экспериментированию, во время проведения исследования обладать дружеской атмосферой в группе, научить детей работать в коллективе и помогать друг другу, быть аккуратными, усидчивыми и вежливыми).

С целью изучения уровня форсированности самостоятельности средней группы, можно организовать подбор диагностических средств для определения уровня самостоятельности в изобразительной деятельности с детьми.

Первым этапом опытно – экспериментальной работы значится диагностика самостоятельности средней группы. Для этого можно организовать серии наблюдений (художественно – изобразительную деятельность и методика Е. Торренса «Неполные фигуры», «Нарисуй какой хочешь узор», Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).

На данном этапе экспериментального исследования можно разработать уровни, на основе критериев развития самостоятельности детей средней группы, предложенные А. Г. Гогоберидзе (стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослого, уметь поставить цель деятельности и осуществить элементарное планирование, научиться реализовывать задуманное и получить результат поставленной цели, проявлять инициативу и творчество в решении задач).

Основываясь на критериях, можно выделить три уровня развития умений и навыков : высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (18 – 15 баллов, средний уровень (14 - 10 баллов) и низкий уровень (9 - 6 баллов).

Для определения уровня художественно – творческого развития детям предлагаются следующие задания:

1. Дорисуй геометрическую фигуру

2. Нарисуй какой хочешь узор

3. Весёлые картинки

4. Сказочная птица

Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры». Целью данной методики дать толчок к деятельности воображения, научиться видеть целое раньше частей. Дети воспринимают предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивают, реконструируя их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей детей.

Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор». Целью задания проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы. Дать детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.

Третье задание - весёлые картинки (рисование при помощи открыток) состоит в том, чтобы проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения, рассмотрев фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них и кто герой будущей картины).

Четвёртое задание «Сказочная птица» целью которой является, проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения (Дети узнают, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями).

После проведения наблюдений за художественно–изобразительной деятельностью в средней группе полученные результаты уровня развития самостоятельности детей, можно представить в таблице. Таким образом, обобщив полученный результат наблюдений, можно выявить средний показатель уровня самостоятельности, а также диагностика их творческой самостоятельности может показать, какой у детей преобладает уровень развития самостоятельности в различных видах детской деятельности.

После проведения диагностики организована разработка комплекса педагогических мероприятий по изобразительной деятельности с использованием творческого экспериментирования, направленная на формирование самостоятельности в различных видах деятельности в средние группы.

В ходе разработки комплекса педагогических мероприятий ставим перед собой следующие задачи:

• Выявить систему методов и приемов по развитию самостоятельности у детей средней группы в изобразительной деятельности средствами творческого экспериментирования;

• Определить исходный уровень развития самостоятельности в изобразительной деятельности у детей средней группы;

• Разработать и реализовать на практике комплекс педагогических мероприятий по изобразительной деятельности для детей средней группы с использованием творческого экспериментирования;

• Проанализировать результаты опытно-практической работы и разработать методические рекомендации по развитию самостоятельности в изобразительной деятельности средствами творческого экспериментирования.

Для поставленной цели нужно организовывать различные беседы, игры, поручения, наблюдения, также познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, такими как кляксография, набрызг, граттаж, используя нетрадиционные техники рисования, экспериментировать с различными материалами, открывая для себя новые знания.

В ходе работы по формированию самостоятельности в художественно– изобразительной деятельности обязательно нужно уделять внимание детям, показавшим низкий уровень развития, и показать, как надо планировать свои действия, согласовывая с товарищами. Можно предложить организовать коллективное занятие детей с применением нетрадиционных техник рисования как «Весна пришла», «Цветочная лужайка», «Морское приключение». Дети должны научиться выполнять работу в небольших группах по 4 -5 человек, чтобы они проявляли умение договариваться об общем замысле изображения, сообща подбирали изобразительные средства, обсуждая, что и каким способом можно нарисовать.

Таким образом, в ходе педагогических мероприятий по изобразительной деятельности с использованием творческого экспериментирования нужно организовать наблюдения, беседы, поручения, эксперименты, чтение художественной литературы, расширять предметно– пространственную среду группы. Эксперименты с нетрадиционными техниками рисования позволяет расширить опыт детей в художественно– изобразительной деятельности, не только освоенных навыков рисования, но и способности творчески подойти к работе, коллективные поручения и положительный пример может сформировать у них умение предвидеть цель труда, самостоятельно планировать трудовой процесс.

После проведенной работы по формированию самостоятельности детей, художественно–изобразительной деятельности, можно провести повторные наблюдения за данными видами деятельности детей, с целью выявления эффективности проделанной работы и полученные показатели самостоятельности в художественно– изобразительной деятельности представить в таблице.

Таким образом, обобщив полученные результаты повторных наблюдений за самостоятельностью в художественно–эстетической деятельностях, можно выявить показатель уровня самостоятельности.

Сравнив показатели, полученные в ходе первичной и повторной диагностики самостоятельности детей средней группы, можно получить результаты.

Расширив предметно–пространственную среду ДОУ за художественно–изобразительной деятельностью, дети с большим увлечением будут заниматься самостоятельной творческой деятельностью, экспериментировать с материалами, проводить наблюдения и вызывать заинтересованность в осуществлении творческого замысла.

Полученные в ходе проведения работы, направленной на формирование самостоятельности детей средней группы в художественно– изобразительной деятельности позволило сформулировать некоторые методические рекомендации по формированию самостоятельности детей.

• Необходимо учитывать, формируя самостоятельность со стороны педагога, формировать у детей необходимые представления, умения и навыки, с помощью которых они смогут самостоятельно организовать любую деятельность.

• Планомерное обогащение жизненного опыта должно являться важной составляющей в вопросе по формированию самостоятельности.

• В формировании самостоятельности детей большую роль играет индивидуальная работа с детьми, построение процесса формирования самостоятельности таких детей на основе использования положительного примера со стороны сверстников, педагога.

• В ходе выполнения задания, детей с низким уровнем самостоятельности необходимо ставить в пару с более сильными детьми, что будет стимулировать детей формировать у них умения и навыки, нужные для творческого решения проблем.

• Важно привлекать таких детей, что даст возможность развить желание у них участвовать в коллективной деятельности, самостоятельно вносить элементы новизны, сформирует умение самостоятельно планировать деятельность.

Этой статьей я хотела доказать, что экспериментальное самостоятельное изобразительное искусство очень важно в развитии ребенка как творческой личности, которая в будущем сможет применять нестандартные решения на поставленные им задачи.

Статью подготовила студентка 4 курса Дзержинского Педагогического Колледжа Егорова А. Ю.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лыжники» для детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет)Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности у детей средней группы в ходе творческого экспериментирования в изобразительной деятельности
Опубликовано: 24 мая 2020 в 18:02
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самостоятельности у детей средней группы в ходе творческого экспериментирования в изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Егорова Анастасия (УИ 2343431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД