Лучший педагог года

Развитие социально-коммуникативных навыков с помощью игровых технологий

Олеся Оюн
Развитие социально-коммуникативных навыков с помощью игровых технологий

В статье представлен опыт работы по развитию социально-коммуникативных способностей детей воспитанников подготовительной к школе группы через игровые ситуации. В частности, представлен опыт работы по освоению педагогической игровой технологии «Дети-волонтеры».

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, социализация, педагогическая игровая технология.

В XXI веке период дошкольного детства стал рассматриваться как самоценный период в жизни каждого человека: «Детство – это не просто период жизни, глобальная подготовка к школьному обучению, а та основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей жизни» [2]. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из главных направлений развития детей выделяется образовательная деятельность - «социально-коммуникативное развитие», как образовательная область по формированию позитивной социализации детей. Данная образовательная область направлено «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности…; развитие социального и эмоционального интеллекта…; формирование готовности к совместной деятельности…; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту и социуме…» [3]. Одним из факторов позитивной социализации личности является сформированность социально-коммуникативных способностей.

Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков с помощью игровых технологий» размещена в разделах

Неоценимый вклад в социальное развитие ребенка вносят образовательные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.). Следовательно, детский сад должен быть первой ступенью формирования общей культуры человека, где должно быть созданы психолого-педагогические условия приобретения социального опыта детей. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны направить свою деятельность на развитие индивидуальности ребенка, социально-коммуникативных навыков, преодоление проблем в общении со взрослыми и сверстниками.

Реализация педагогических технологий должно проходить через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

По определению Г. К. Селевко [1], игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением Игровые технологии имеют различную направленность:

• дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

• воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

• развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

• социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

В настоящее время существует достаточно много педагогических игровых технологий эффективной социализации детей [1]. Так, например, Н. П. Гришаева выделяет такие игровые технологии как: «Клубный час», «Ситуация месяца», «Социальная акция», «Дети-волонтёры» и др. Перечисленные педагогические технологии осваиваются через организованную деятельность детей (занятия, экскурсии, тренинги); совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы); свободную самостоятельную деятельность детей (сюжетно-ролевые игры).

В своей работе я осваиваю педагогическую игровую технологию «Дети-волонтёры», задачи которой заключаются в следующем: «развитие навыков общения в разновозрастном коллективе; развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей; создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя» [1].

Работа по данному направлению началась в начале учебного года с проблемной ситуации: «Как помочь детям младшей группы адаптироваться к условиям детского сада». Этим вопросом воспитанники моей группы задались, потому что они каждый день наблюдали за процессом адаптации малышей. Они пожелали им помочь адаптироваться к условиям детского сада, вместе играя, проявляя к ним заботу.

На первом этапе дети познакомились с малышами: рассказали стихотворения, поиграли. На втором этапе началась работа по совместному разучиванию потешек, прибауток, стихов, пальчиковой гимнастики. Воспитанники подготовительной группы с удовольствием обучали детей потешкам, играли с ними, рисовали (коллективная и индивидуальная работа). Также они помогают им подготовиться к прогулке: одевают, следят за внешним видом, помогают снять верхнюю одежду после прогулки. Дети-волонтеры с удовольствием приносят и показывают малышам игрушки пальчикового театра, разучивают мини-сценки из русских народных сказок. Дети старшего возраста любят ухаживать за малышами: моют им руки, протирают столы после занятий, подправляют одежду, убирают за ними игрушки. В процессе реализации данной технологии воспитанники обоих групп имели возможность социального взаимодействия друг с другом. Итоговая форма работы будет проведена в конце учебного года. Для эффективной реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших.

Проработав в течение года по освоению педагогической игровой технологии «Дети-волонтеры», я заметила, что мои воспитанники с удовольствием принимают участие в постановках сказок; стараются выучить стихотворения больше чем обычно, чтобы прочитать малышам; у многих установились крепкие связи с малышами. Стараюсь организовать процесс таким образом, чтобы инициатива деятельности исходила от детей. Так, например, они сами выбирают сказки для драматизации, песни и т. д.

Среди воспитанников своей группы я стараюсь организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы формы работы были максимально приближены к реальности. Например, играя в игру «Магазин», мы сходили с детьми в продуктовый магазин, где они осваивали роль покупателей. Это было целое образовательное событие для детей, которое полностью их захватило, впечатлениями они делились еще долго. Играя в сюжетно-ролевую игру «Театр», мы сходили на спектакль «Муха-Цокотуха» в театр юного зрителя г. Кызыла. Детям очень понравилось и мы не раз были зрителями актеров ТЮЗа. «Больница» - тоже одна из любимых игр детей. чтобы заинтересовать детей я часто играю в «пациента», «врача». Ребятам очень нравиться играть совместно со взрослым.

В процессе своей работы я очень большое внимание уделяю такой форме работы с детьми как «чтение художественной литературы». Поэтому систематическое посещение детской библиотеки нашего города стало любимой традицией нашей группы: постоянно ходим на экскурсии, выставки, познавательные занятия или просто «читаем» книги. Кроме этого, я стараюсь, чтобы дети набирались опыта, выступая перед публикой. Так, один из воспитанников выступил с докладом «Мой любимый город - Кызыл». После выступления дети имели возможность задать друг другу вопросы. Также ребята узнали много интересного о Бай-Тайгинском кожууне нашей республики. Выступления о родном крае было организовано таким образом, что ребята имели возможность узнать не только о столице нашей республики, но и о других уголках Республики Тыва. Очень похвально, что ребенок закончил свое выступление чтением стихотворения «Богатая Бай-Тайга» (автор: Л. Б. Чадамба).

Дети принимают активное участие во всех проводимых мероприятиях, у них значительно повысилась активность, они стараются узнать что-то новое, с удовольствием выполняют с родителями задания. Подытоживая вышенаписанное хочу отметить, что работа по развитию социально-коммуникативных способностей детей продолжается.

Библиографический список:

1. Гришаева, Н. П. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет : система реализации, формы, сценарии : методическое пособие. [Текст] / Н. П. Гришаева. – М. : Вентана-Граф, 2017. - 320 с.

2. Коротаева, Е. К вопросу о позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. [Текст] / Е. Коротаева, Н. Серебрякова. - В сборнике: Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования сборник научных материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. ответственный редактор Е. В. Коротаева. 2016. С. 77-80.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] : Режим доступа - https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (Дата обращения: 24.03.2018).

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии социально-эмоционального интеллекта и навыков «Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии социально – эмоционального интеллекта и навыков, доброжелательного взаимодействия.

Игры для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольниковИгры для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс,.

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Конспект открытого занятия по развитию речи с помощью игровых технологий и мнемотаблиц на тему «Дикие животные» Конспект открытого занятия по развитию речи с помощью игровых технологий и мнемотаблиц Цель: закрепить знания детей о диких животных с.

Консультация «Приобретение социально-коммуникативных навыков дошкольниками в режимных моментах» Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах. Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении,.

Мастер-класс развитие социально-коммуникативных навыков ребенка через использование игр Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам рассказать о развитии социально-коммуникативных навыков ребенка через использование игр. Проблема.

Особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий Особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий Общение –.

Программ по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами игровых технологи ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитательной работы по развитию социально-коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средствами проектной деятельности. Из опыта работы Развитие социально-коммуникативных навыков у детей через проектную деятельность Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социально-коммуникативных навыков с помощью игровых технологий
Опубликовано: 21 мая 2018 в 22:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД