Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Татьяна Скрягина
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр

В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас нет ни одной области, где не используют компьютеры и информационные программы. Но негативная сторона информационных технологий заключается в том, что люди перестали общаться между собой. И первыми забили тревогу педагоги, потому, что именно они видят, как деградирует общество, а самый незащищённый контингент – это конечно дети.

Работая в дошкольном образовательном учреждении учителем-логопедом, ежедневно сталкиваюсь с различной речевой патологией, и с каждым годом речевые нарушения у детей становятся всё тяжелей. Причины речевых нарушений разные, но одна из причин – это недостаток у детей коммуникативных навыков.

И для того, чтобы человечество не перешло к форме общения первобытных людей – жестам, педагоги вынуждены искать новые интересные формы работы не только с детьми, но и с родителями. И если дети откликаются на предложение поиграть, то, как же тяжело вдохновить родителей принять участие в любых педагогических мероприятиях. Для того, чтобы начать работать с детьми раннего дошкольного возраста пришлось перечитать множество методик разных авторов, обратиться к давно забытым формам общения с детьми.И как говорит мудрость: всё новое – это хорошо забытое старое. Оказалось, что в наш век высоких технологий очень эффективны старые приёмы развития детей раннего возраста.

Ещё с давних времён талантливые люди из народа играли с маленькими детьми, которые ещё не умели говорить и сопровождали слова песни или слова-игры с пальчиками ребенка.Отсюда родились известные всем игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуленьки», «Коза рогатая» и т. д. Специалисты, такие как невропатолог и психиатр В. И. Бехтерев, физиолог И. П. Павлов, писатель Н. И. Новиков и другие, исследующие деятельность мозга и психику детей в своих исследованиях отмечали, что развитие тонких движений пальцев рук благотворно влияет на развитие и функционирование мозга.

И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее карта мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Выдающийся педагог-гуманист и философ Мария Монтессори сказала, что «рука человека – это вынесенный наружу мозг», поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я применяю различные пальчиковые игры, пальчиковый театр, пальчиковую гимнастику. Родители детей, с которыми проводилась эта работа отмечают, что дети стали лучше говорить, с удовольствием играют с пальчиками даже тогда, когда сильно больны. На сегодняшний день существует множество пальчиковых игр, которые предназначены для детей разных возрастных групп: начиная от самых простых и заканчивая очень сложными играми.

Предлагаю некоторые приёмы для развития мелкой моторики, которые я применяю в своей практике.

1. Массаж рук

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаю описание массажа рук по методике О.Приходько:

Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» — 6-8 раз, отдельно на каждой руке.

Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за

исключением большого пальца) — от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.

Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины

до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого

пальца — 2-4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).

Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой

фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух

плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой — все пальцы кисти массируются по

очереди 1-2 раза.

Отведение и приведение большого пальцаребенка в трех направлениях: вперед-

назад, в бок — в сторону, по кругу.

Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от

периферии к центру» — 5-6 раз.

2. Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка.

Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы

принцип соединения деталей был различным). При этом необходимо помнить, что сложнее работать с мелкими деталями.

3. Использую разнообразные виды мозаик — с шестигранными пластинками, круглые

квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагаю малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет», затем показываю, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием считается выполнение изображений — цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

4. Нанизывание бусин на шнурок. Подбираются крупные бусины с большими

отверстиями и шнурок, малыша необходимо научить нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура — толстую нитку или веревочку (с иголкой, проволоку. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.

5. Шнуровка — это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия.

Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов — ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской,а объемной : большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать.

6. Игры с использованием прищепок. Необходимо сначала показать малышу, как

следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Если прикреплять прищепки к жёлтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками ёжика. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду.

7. Выкладывание фигур из палочек. Предложите ребенку выложить из счетных палочек

или спичек простые фигурки — квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок,

елочку, лесенку и др.Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности:

поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу,

выполнение по памяти. Кроме палочек, можно выкладывать фигуры из шнурков или

цепочки. Также можно предложить для выполнения простую аппликацию из плоских

деревянных или картонных фигурок.

Список литературы

1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) – СПб, 2005.

2. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. Программа обучения в детском саду – М., 2005.

3. Е. Янушко «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3лет. /Елена Янушко. –Москва: Теревинф, 2007. — 232с.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб, 1997

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения,.

«Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр» Цель: - развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего возраста с помощью пальчиковых игр. Задачи: 1. Сочетать игры и упражнения.

Компьютерные технологии при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста Суржикова Юлия Ивановна воспитатель ГБОУ «Школа №1499» ДО №6 Компьютерные технологии при формировании коммуникативных навыков у детей.

Мини-проект по формированию социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста «Давайте поиграем!» Цель проекта: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Образовательные задачи проекта:.

Перспективный план пальчиковых игр для детей второй группы раннего возраста Дата № недели; тема недели Название Задачи Литература Сентябрь Упражнение «Дом» Разучивание потешки с помощью синхронного движения кистей.

Подборка игр направленных на снижение страхов и тревожности у детей, развитие коммуникативных навыков "Похвалилки". Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе. Все дети сидят в кругу (или за столами).

Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам сюжетно-ролевых игр «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка,.

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Если руки неумелы, Если пальчики несмелы, Трудно ручку удержать, Буквы.

Система работы по развитию мелкой моторики среднего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр После проведенной диагностики, нами было выявлено ряд проблем развития мелкой моторики у детей старшей группы. Хорошо развитая мелкая моторика.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
Опубликовано: 5 января 2018 в 20:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Дидактическая игра по математике «Какой знак?» на липучках для детей 5–7 лет
Воспитатель МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка" - филиал "Быковский детский сад "Колосок" Дорофеева Т. А. пополнила развивающую предметно -...
Дидактическая игра по сенсорному развитию «Найдём матрёшкам косыночки»
Дидактическая игра по сенсорному развитию для детей первой младшей группы для индивидуальной работы. Цели. 1. Учить детей различать близкие цветовые...
Картотека прогулок «Зима» (2 часть). Первая младшая группа
Прогулка №21 - Наблюдение "Морозный солнечный денёк". Цель: развивать у детей интерес к окружающему, формировать представления о зиме. - Д/и "Кто...