МААМ-картинки

Консультация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Ярославна Киндякова
Консультация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие связной речи дошкольников».

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах организации коррекционно-развивающих занятий с ребёнком старшего дошкольного возраста.

Поговорим о связной речи (понятии, о видах связной речи, о приёмах, которые подводят ребёнка к построению монолога. Для развития связной речи, как средства общения, необходимо умение беседовать и строить собственные высказывания. С этой основной целью в нашем детском саду и решаются задачи по развитию фонетических, лексико-грамматических умений, обучению грамоте.

Публикация «Консультация „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Образно развитие связной речи ребёнка можно представить в виде чемодана, который заполняется лексико-грамматическими, фонетико-фонематическими умениями.

Игра «Снежный ком»

Задача: развивать у участников внимание, сосредоточенность, память, углубление в проблему развития связной речи.

Оборудование: мяч среднего размера.

Родители стоят в кругу. Логопед предлагает одним словом-признаком ответить, каким должен быть рассказ ребёнка, и передать мяч соседу справа. Мяч движется по кругу, как «снежный ком», пополняемый словами. Последний участник называет все желаемые признаки рассказа:

Полный, последовательный, интересный, образный, выразительный, грамотный, точный, эмоциональный, логичный.

Связная речь – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека.

Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т. п. При этом надо помнить вот о чем.

Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь.

Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владения им связной речью. Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т. е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий. Даже если ребенок в состоянии правильно построить хотя бы несколько предложений, он должен суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Случайное же нагромождение предложений не достигнет нужной цели - «рассказ» ребенка не будет понятен слушателям. Связный рассказ предполагает, что все предметы будут поставлены в какое-то определенное соотношение друг с другом. Прежде чем соединять предложения в рассказ, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала об этом, затем о том и т. п., т. е. обладать навыками речевого программирования.

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая.

Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответов на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика – основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь элементарная по сравнению с другими видами речи.

Монологическая речь – развёрнутый вид речи одного лица, требующий полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение направлены на умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

Приём комментирования своих предметных действий, продуктивных видов деятельности, таких как: рисование, лепка, приводит ребёнка к составлению рассказа. Наблюдение ребёнка за демонстрируемыми действиями взрослого (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без наблюдаемого действия. Очень важно – образец рассказа должен дать взрослый.

Упражнение «Если бы…»

Задачи: познакомить родителей на практике с разными видами рассказов, составляемых для дошкольников; упражнять в составлении рассказов на уровне понимания окружающего мира дошкольниками.

Оборудование: лимон (шарф); сюжетные картинки; серии сюжетных картинок; памятки по составлению рассказов.

Работа проводится в мини группах по 2-3 человека. Каждая группа получает предмет (лимон, шарф) или картинку, серию картинок и памятку по составлению соответствующего рассказа.

Для развития связной речи детей используют пересказ, составление рассказов-описаний, повествований.

По ведущему виду познавательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трё х видов: по восприятию, представлению, воображению.

Рассказы по восприятию могут быть:

- описательными – по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;

- повествовательными – по сюжетной картине, серии сюжетных картинок.

Рассказы по представлению – рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, личностного общения.

Рассказы по воображению – творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету).

Заключительное упражнение «Расшифруй слова»

Оборудование: листы бумаги, ручки.

Работа проводится в минигруппах. Вниманию родителей предлагается на каждую букву понятия «связная речь» подобрать имя существительное для характеристики этого понятия. Далее обсудить с зачитыванием вариантов расшифровок:

С – связность, самооценка, систематичность.

В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие.

Я – ясность.

З – знание, занимательность, заинтересованность, звукопроизношение.

Н – навык, наглядность, необходимость.

А – активность, актуальность.

Я – яркость.

Р – результат, родитель, работа, регулярность.

Е – ежедневность, единение, естественность.

Ч – чёткость, чистота, честность.

Ь.

+ образ современного старшего дошкольника.

Образ современного старшего дошкольника выражен следующими чертами:

• физически здоров, владеет основами культурно – гигиеническими навыками;

• любознательный, активный;

• эмоционально отзывчивый;

• овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

• способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

• имеет первичные представления о себе, о семье, обществе, государстве, мире и природе;

• овладел универсальными предпосылками учебной деятельности;

• овладел необходимыми специальными умениями и навыками (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.

Такими качествами характеризуется развитие ребёнка – выпускника детского сада, освоившего программу развивающего образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Прикреплённые файлы:

svjaznaja-rech_qa370.ppt | 2727 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 марта 2020 в 09:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД