Айсылу Валеева
Развитие творческих способностей детей среднего возраста в различных видах деятельности с использованием различных техник
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Одной из задач, которую ставит ФГОС ДО перед дошкольным образованием, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играют различные виды деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей детей среднего возраста в различных видах деятельности с использованием различных техник» размещена в разделах
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является особенно необходимым. Дело в том, что пик творчества детей приходится на возраст 2.5 – 6 лет. Творчество детей имеет иную природу, чем творчество взрослых. И формирование творческих способностей у детей в этом возрасте, на первых порах, сводится к привитию им навыков и умений в том или ином деле. И уже в дальнейшем дети проявляют инициативу, фантазию и находчивость.
Детское творчество - это одна из форм, самостоятельной деятельности ребенка, в которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Цель: Развивать познавательные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческих способностей детей.
2. Сформировать знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать свой творческий замысел.
3. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, сформировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского творчества.
Решение задачи по созданию условий для развития творческих способностей детей реализуем через :
- создание развивающей предметно-пространственной среды (оформлена в соответствии ФГОС ДО) так как, именно среда играет огромную роль в развитии творческих способностей ребенка.
Это, то пространство, в котором дети проводят большую часть времени своего пребывания в детском саду. От того каким образом оно организовано зависит характер развития ребенка. Среда, стимулирующая развитие, являющаяся его движущей силой, дает возможность ребенку испытывать, использовать и развивать свои способности, проявлять самостоятельность и утверждать себя как активного деятеля.
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности : музыкально ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно речевой.
Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.
Организованная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» проводится четыре раза в неделю (музыкальное развитие два раза, лепка, рисование).
Вся работа в группе строится по комплексно-тематическому планированию, т. е. в образовательной деятельности мы решаем не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими детьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации. В качестве итогового мероприятия по теме у нас выступает коллективная работа, выставка детских рисунков, совместных работ взрослых и детей. Так, после завершения тем организовываем выставки детских работ. С самыми наилучшими работами, мы выходим на интернет конкурсы.
Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
• Развивающие игры и игрушки
• Рисование
• Лепка
• Театрализация
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
В детском саду нетрадиционное рисование примечательно тем, что у всех детей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр. Кроме того, нетрадиционное рисование:
• тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи;
• развивает память, внимание;
• способствует развитию образного мышления;
• формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и к взрослому, задают вопросы;
• воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии
Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности :
1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.
Лепка также необходима для развития способности фантазировать, представлять, воображать. Для развития детского творчества в лепке мы учитываем возрастные особенности и интересы детей, также используем разнообразные темы и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и её качество.
Работа с пластичными материалами — лепка — входит в комплекс занятий по развитию мелкой моторики. Создание простых форм из песка (в том числе кинетического, глины и пластилина упражняет кисть в ловкости и гибкости. Разминая эти материалы руками, ребёнок расслабляется — лепка обладает терапевтическим эффектом. Занятия по лепке становятся разноплановыми. Ребята развивают технические навыки и совершенствуют моторику пальцев и рук. Узнают новое о физических предметах и их свойствах. Слепить поделку — это значит изучить со всех сторон объект изображения, а после показать. Желание ребёнка делать что-либо руками необходимо приветствовать.
Также на занятиях, мы знакомим детей с искусством – оригами, призванным дарить людям радость. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. У ребят совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными, что немало важно для будущих школьников, овладевающих письмом, вырабатывается усидчивость.
Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Элементы театрализованной деятельности мы используем в разных видах деятельности :
• в режимных моментах;
• в сюрпризных моментах во время образовательной деятельности;
• для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.
В театрализованной деятельности ребенок активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали, чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.
В «Уголкеряжения»,дети используют различные костюмы, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к играм драматизации.
Уголок творчества – это бесспорно, самое творческое место в нашей группы. В нем представлено все разнообразие материалов для самостоятельного творчества детей (карандаши, бумага, мелки, краски, доски, раскраски, контурные шаблоны для изображения зверей, природный бросовый материал, пластилин, стеки,бусы, камешки, пуговицы, макароны различных видов).
Учитывая специфику нашего дошкольного учреждения (приоритет художественно-эстетического развития воспитанников, мы стараемся искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. Творческий потенциал может развивается только в творческой атмосфере, поэтому во всех группах, начиная с раннего возраста созданы «уголки детского творчества». В уголках находится очень много разнообразного материала в соответствии с возрастом, обеспечена его доступность для детей, в режиме дня выделено время на самостоятельную творческую деятельность. Это позволило создать в группах оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. В уголках детского творчества находится и много так называемого "бросового материала" - предметов –заместителей. С помощью этого материала воспитатели с детьми проектируют режиссерские игры, в которые дети впоследствии с удовольствием играют.
Достижение целей по развитию творческих способностей детей невозможно без вовлечения родителей в совместную творческую деятельность, формирование их психолого-педагогическую компетентности в области детского художественного творчества. Для формирования представлений у родителей о развитии творческих способностей детей мы проводим через папки-передвижки, консультации, оформляем выставки детского творчества(«Как развивать воображение ребенка», «Виды театров», «Развивайте детское художественное творчество», «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей»). А также привлекаем родителей к совместной творческой деятельности
через создание выставок («Дары Осени», «Новогодние подарки», «Наши защитники» и т. д); подготовке к участию в конкурсах, изготовление альбомов, ЛЭПбука и игр.
Родители принимают активное участие и с удовольствием сотрудничают с нами.
Заключение
Мы должны всегда помнить о том, что у детей разные возможности и способности, но каждый ребенок нуждается в поддержке. Каждому нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены. Важно быть мудрым, оценивая любую работу в любой деятельности детей от своего имени, понимая, как важна для ребенка оценка воспитателя.
Работая над этой темой, я стараюсь, искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. Можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, в различных видах деятельности, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.
Работа по данной теме будет продолжена в дальнейшем, в различных видах деятельности, так как она очень объемная, и каждый вид деятельности раскрывает разные направления развития творческих способностей.