Получи документы

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства»

Елена Бронникова
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства»

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что развитие творческих способностей средствами хореографического искусства оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка. Большой вклад в развитие теории о связи музыки и движений внесли советские психологи Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, С. Л.

Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства“» размещена в разделах

Рубинштейн, П. М. Якобсон. Они считают, что чувства, которые испытывает человек, проявляются в непроизвольных мимических и пантомимических движениях. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легка походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.

По мнению Теплова Б. М., «способности - это определенные индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения». Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Обратимся к работам Л. С. Выготского, с целью наиболее полного понимания творчества как продукта человеческой деятельности: «Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Под воспроизводящей деятельностью Выготский понимал способность нашего мозга сохранять и воспроизводить уже имеющийся у нас опыт. А органической основой такой воспроизводящей деятельности (или памяти) является пластичность нашего нервного вещества.

Таким образом, Л. С. Выготский говорит нам о том, что творчеством не может называться просто воспроизведение имеющегося у нас опыта, а творчество, в его понимании, - это создание чего-то совершенного нового, того, что мы еще не знали. «Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией».

А на основании предложенной Н. А. Ветлугиной характеристики творческой деятельности можно выделить следующие критерии развития творческих способностей :

1. Интерес к творчеству и творческой деятельности;

2. Активное участие в организованной творческой деятельности;

3. Самостоятельная творческая деятельность;

4. А для детей старшего возраста наблюдается еще и проявление творческой инициативы.

Значение музыкально ритмической деятельности всегда подчёркивалось выдающимися педагогами–основоположниками дошкольного воспитания. Швейцарский педагог Э. Жак-Далькроз в начале XX века разработал систему ритмического воспитания, он считал, что специально подобранные упражнения развивают у детей музыкальный слух, память, внимание пластичную выразительность. В частности, А. Н. Зимина разработала комплекс образных упражнений, с помощью которых можно научить детей свободным, лёгким, четким движениям. Этот комплекс представляет собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных трудовых действий и поведения птиц, зверей и т. д. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им самостоятельно избирать движения, выражающие повадки поведения того или иного персонажа, движения, имитирующие езду транспорта, полёт самолётов, некоторые действия рабочих профессий.

Педагог практик Е. Д. Макшанцева в своём сборнике «Детские забавы»

говорит о том, что игры с элементами упражнений способствуют хорошему

физическому развитию ребёнка, делают занятия с детьми интересными и

занимательными. Автор программы «Ритмопластика» и редактор журнала

«Музыкальная палитра» А. Буренина рассматривает тему музыкально ритмической деятельности дошкольников с точки зрения воспитания у них творческих способностей. Она отмечает, что очень важна и сложна задача формирования у детей умения ориентироваться в пространстве и выполнять определённые перестроения. Для этого необходимы достаточно длительный период времени, единство требований стороны педагогов, а также постоянное подкрепление навыков. Эффективность развития двигательных качеств зависит от возрастных, индивидуальных возможностей, систематичности занятий, от мастерства педагога. Его первая задача, по Бурениной – внушить уверенность в себе, не делая замечаний. Главное – получение ребёнком удовольствия, радости от самого процесса движения под музыку. Второй задачей автор считает обогащение двигательного опыта детей разнообразными телодвижениями под музыку. Это и подражание взрослым и сверстникам, и возможность спонтанно двигаться под музыку в своё удовольствие. Третья задача – научить детей «видеть ушами», фантазировать под музыку.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением музыкально ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально динамическому осмыслению движений.

Анализ материалов методической литературы, опыта работы других дошкольных образовательных учреждений позволяет сделать вывод, что проблема развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства разработан не в полной мере. В связи с этим автор опыта считает целесообразным направить свою работу на повышение интереса и потребность в движении, музыкальности, развитие двигательных навыков, координацию, ловкости движений, формирование правильной осанки, а также на расширение диапазона деятельности педагога с родителями.

3.4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Результаты данного педагогического опыта работы свидетельствует о том, что развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, которые являются реакцией на происходящее. В любом случае любовь педагогов к детям, знание их психо-возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, душевное созвучие помогают педагогу успешно ввести детей в мир танца, радости, творчества.

Работая с воспитанниками МБДОУ ДСКВ № 20 пос. Степной в течение продолжительного времени, автор пришла к выводу, что у дошкольников, посещающих занятия кружка, создается соответствующий эмоциональный настрой, способствующий развитию творческого потенциала :

Дети показали хорошую динамику музыкально – ритмического развития :

- они четко ориентируются в характере музыки,

- маршируют в соответствии с метрической пульсацией,

- соблюдают правильные дистанции друг от друга,

- самостоятельно перестраиваются, выполняют требуемые перемены направления и темпа движения, руководствуясь музыкой.

-дети с легкостью, естественностью и непринужденно выполняют элементы танца, передавая в игровых, плясовых движениях различные нюансы музыки – напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость.

- воспитанники умеют сохранять правильное положение корпуса, рук, ног при исполнении танцевальных движений,

- правильно распределяя дыхание, исполнять танцевальные движения индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

- самостоятельно начинают движение после музыкального вступления без подсказки педагога.

- выразительно и ритмично исполнять танцы репертуарного плана.

Из этого следует, что комплексная, многоплановая система образовательной деятельности с использованием дифференцированного и индивидуального подхода обеспечила формирование творческих способностей детей средствами танцевального искусства. Она повысила интерес к танцам, в потребности самовыражения под музыку, увеличила уровень их физической подготовленности. Дети стали эмоциональны в танце, укрепилась костно-мышечная система, что благоприятно для здоровья каждого ребенка. Дети научились выполнять танцевальные движения, согласовывая с другими детьми. Спокойно и свободно ориентируются на сцене, с удовольствием выступают на районных мероприятиях.

В ходе опыта педагогом осуществлялась диагностическая работа (Приложение № 3, на основании результатов которой выяснилось, что в целом дети неравнодушны к изучению и исполнению этюдов, сюжетных танцев. К концу года уровень знаний и умений соответствовал среднему и высокому показателю.

Для определения уровня развития было исследовано 20 детей 4-5 лет и 5-7 лет. Оценка уровня индивидуального развития детей осуществлялась по следующим критериям и показателям:

Интерес и потребность в движении – оценивается устойчивость и выраженность интереса ребенка к музыкально-ритмическим движениям.

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпоритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).

Пример оценки детей 4 – 5 лет :

высокий уровень–умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки;

средний уровень – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;

низкий уровень – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Пример оценки детей 5-7 лет :

высокий уровень – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;

средний уровень – передают только общий характер, темп и метроритм;

низкий уровень – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, восторг, тревогу и т. д)

Оценивается этот показатель по внешним проявлениям: «+» или «--«

Креативность – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».

Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения: «+» или «--«

Развитие двигательных навыков – освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием: основных движений (бег, ходьба, прыжковые движения, общеразвивающих (на различные группы мышц, имитационные (образно-игровых, плясовых, танцевальных, гимнастических с предметами и без предметов).

Оценивается качество, уверенность исполнения различных движений, разнообразие и объем выполняемых движений.

Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др.)

Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме.

Отмечается «+» и при выраженных затруднениях «_»

Формирование правильной осанки – оценивается на основе наблюдений и медицинских данных: норма «+», проблема «_»

Формирование навыков ориентировки в пространстве – оценивается на основе наблюдений за исполнением различных перестроений в соответствии с возрастными возможностями (в соответствии с программными задачами, умением выполнять движения в нужном направлении (направо-налево, вперед-назад, произвольностью выполнения движений правой или левой рукой (ногой).

В предлагаемой карте представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждой из десяти показателей владения детьми творческими способностями.

Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка

Ф. И. ребенка год рождения

№ п/п Параметры Начало года Конец года

1 Интерес и потребность в музыкальном движении

2 Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)

3 Эмоциональность, выразительность исполнения

4 Креативность (способность к импровизации в движении под музыку; оригинальность, разнообразие используемых движений)

5 Развитие двигательных навыков: освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием

6 Формирование двигательных качеств:

- координации, точности, ловкости движений;

- гибкости, пластичности

7 Подвижность, лабильность нервных процессов (умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой. Менять направление движения, перестраиваться)

8 Формирование правильной осанки

9 Формирование навыков ориентировки в пространстве

В представленной ниже диаграмме можно проследить положительную динамику результативности данного опыта за 4 учебных года.

2013-2014 уч. г.

2014-2015 уч. г.

2015-2016 уч. г.

2016-2017 уч. г.

Положительные результаты опыта работы (а именно, отсутствие детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и двигательных навыков) подтверждают, что дети дошкольного возраста любят танцевать, как современные танцы, так и народные. Стремятся участвовать в праздниках, развлечениях и других мероприятиях, получая при этом радость, эмоциональный положительный отклик в душе.

На взгляд автора, важным фактором является то, что после детского сада наши воспитанники продолжают заниматься в народных и танцевальных кружках сельского дома культуры, Детской школы искусств и кружках Дома детского творчества, Городского Дома культуры. Это подтверждает, что педагогам детского сада удалось сформировать у детей интерес к изучению культурного наследия родного края.

Выступление воспитанников всегда имеют успех.

В таблице представлены творческие достижения воспитанников кружка «Цветик-семицветик»

Учебный год Наименование мероприятия Награды, поощрения

2016-2017г

Сентябрь

Развлечение с участием родителей «Кубанская ярмарка» Благодарственное письмо администрации МБДОУ ДСКВ № 20, родителей

Октябрь «Делай добро» Выступление на мероприятии, посвященному дню пожилого человека

Светлый праздник Покров. Почётная грамота от администрации сельского дома культуры

Ноябрь Открытое мероприятие, посвященное Дню матери Почетная грамота администрации СОШ № 19

Январь Участие в открытии месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в детском саду

Участие в закрытии месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в СОШ № 19 Благодарственное письмо администрации МБДОУ ДСКВ №20

Благодарственное письмо администрации СОШ №19

Февраль

День открытых дверей в ДОО Благодарность родителей, администрации МБДОУ ДСКВ № 20

Март

Праздник «Веселая Масленица» Благодарность от родителей, администрации МБДОУ ДСКВ № 20

Май Отчетный концерт «Дайте детству состояться» Почетная грамота главы Александровского сельского поселения

2017-2018г

Сентябрь

«День Знаний», поздравление выпускников в СОШ № 19 пос. Степной Благодарственное письмо администрации СОШ № 19 пос. Степной

Октябрь «Делай добро». Выступление на мероприятии, посвященному дню пожилого человека.

Светлый праздник Покров. Почётная грамота от администрации сельского дома культуры

Ноябрь Открытое мероприятие, посвященное Дню матери.

Участие в метапредметной неделе для учителей начальных классов Почетная грамота администрации СОШ № 19

Январь Участие в открытии месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в детском саду.

Участие в закрытии месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в СОШ № 19 Благодарственное письмо администрации МБДОУ ДСКВ №20

Благодарственное письмо администрации СОШ №19

Февраль

День открытых дверей в ДОО.

Праздник «Мы защитники Отечества» Благодарность родителей, администрации МБДОУ ДСКВ № 20

Благодарность родителей, администрации МБДОУ ДСКВ № 20

Март

Праздник «Веселая Масленица»

Праздник «Моя мама лучше всех» Благодарность от родителей, администрации МБДОУ ДСКВ № 20

Май Отчетный концерт «Дайте детству состояться» Почетная грамота главы Александровского сельского поселения

Июнь Выпукной праздник «Мы лучшие» Благодарственное письмо родителей

Важным условием эффективного осуществления является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы в своей работе опираемся на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования личности ребенка, своих социальных партнеров.

Ежегодно с родителями воспитанников проводится анкетирование. Родителям предлагаются следующие вопросы:

1. Какое значение оказывает музыка на развитие вашего ребенка?

2. Любите ли вы танцевать сами?

3. Танцует ли ваш ребёнок дома?

4. Какие танцы танцует ваш ребёнок?

5. Посещаете ли вы детские праздники вашего ребёнка в нашем д/саду?

6. Как вы оцениваете утренники в нашем д/саду?

7. Ваше отношение к совместному проведению праздников (родители и дети-

равноправные участники праздника?

Анализ результатов анкетирования интересен, так как позволил выявить ряд положительных моментов, а также определить круг проблем и недостатков:

- 28% опрашиваемых родителей уделяют значение музыкальному воспитанию детей; совместно с ребенком слушают медленную, классическую музыку; знакомят детей с детскими песнями;

- 18 % родителей положительно ответили на 2 вопрос;

- 42% опрашиваемых не приобщают своих детей к музыкально-ритмическим движениям, полагая, что это работа педагогов. В данном направлении работа автора в дальнейшем будет продолжена;

- 63% родителей указали, что их дети с интересом слушают детские песни, пытаются импровизировать движения понравившихся песен, устраивают «концерты дома»;

Кроме того, родители воспитанников активно участвуют и в создании развивающей среды : помогают оформлять атрибуты праздникам, шить костюмы сказочных персонажей.

После систематической, планомерной работы с родителями, появился больший интерес к занятиям музыкольной деятельностью и к посещению кружка художественно-эстетической направленности «Цвети-семицветик». Результаты работы представленны в диаграмме.

Следует также отметить, что родители воспитанников активно участвуют и в создании развивающей среды : помогают оформлять атрибуты и костюмы к праздникам, выступлениям.

Стабильные положительные результаты в работе с детьми достигаются при тщательном планировании занятий, регулярном их проведении; я активно использую доступные технические средства обучения; наглядность, разнообразные методы и формы обучения.

3.5. НОВИЗНА (ИННОВАЦИОННОСТЬ) ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Новизна, теоретическая и практическая значимость данного педагогического опыта заключается в том, что на основе методик А. И. Бурениной, Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной автор составила комплекс танцевальных движений, танцевальных композиций, игр - этюдов, что в систематической образовательной деятельности показали хороший результат. Дети научились выполнять движения и в соответствии с музыкой запоминали их названия, их манеру исполнения. А что самое главное дети приобрели умения использовать уже знакомые им движения в творческих заданиях, в танцевальных композициях, импровизациях в свободной деятельности. Все приемы и методы были направлены на то, чтобы образовательная деятельность по хореографии была творческой.

разработано календарно – тематическое планирование на год; представлено необходимое методическое и дидактическое обеспечение;

• апробированы на практике приемы, упражнения, дидактические игры, внедрены в собственную практику работы элементы новых методик, образовательных технологий с целью эффективного функционирования системы работы педагога в рамках вокального кружка;

разработаны методические рекомендации к проведению занятий, родительских собраний, бесед, консультаций с педагогами и т. д.

• содержание, формы и методы обучения, направленные на формирование основ патриотизма обоснованно выстраиваются с учетом использования в практике педагога регионального компонента;

• автором активно использовались возможности дифференцированного, личностно-ориентированного подхода к дошкольникам;

• определены педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания;

• организована систематическая просветительская работа с педагогической и родительской общественностью (консультации, беседы, практикумы).

В своей работе автор старается гармонично сочетать использование современных образовательных технологий, Интернет-ресурсов, технических средств обучения.

Анализ эффективности проводимой работы подтверждает, что стабильные результаты осуществляется за счё т:

взаимодействия педагога с детьми;

использования личностно - ориентированной модели обучения;

осуществления комплексной совместной работы : музыкального руководителя – ребенка - родителей.

Необходимым условием эффективного функционирования данного опыта является :

• создание условий, поощряющих положительную инициативу, творчество и самостоятельность детей;

• доступность используемого учебного материала, основанного на привлечении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности, стремление к выражению своего мнения, своего отношения к действительности.

В своей работе автор опыта старается гармонично сочетать использование современных образовательных технологий, Интернет-ресурсов.

Новизна опыта заключается в комплексно - интегрированном подходе и сочетании научности и доступности музыкально-ритмического материала в воспитании и развитии детей.

В используемом теоретическом и практическом материале прослеживается четкая взаимосвязь между разными видами деятельности: музыкой, речью, музыкально - ритмическими движениями, свободной самостоятельной деятельностью детей, театральной деятельностью.

Автором опыта выстроена система по использованию в комбинации известных методов и приемов в сочетании с новыми техниками и технологиями по приобщению детей к хореографическому искусству :

- моделирование разных видов деятельности (игра-музыкально-

ритмические движения - развитие речи);

- мастер – классы для родителей;

- проведение совместных развлечений и праздников;

- методика развития двигательной активности;

Через участие в кружке обучения современному танцу «Цветик-семицветик», позволяющем детям реализовать свои творческие способности через исполнительскую деятельность.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства» Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства»
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 20:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД