Лучший педагог года

Развитие творческого воображения в речевой деятельности младших дошкольников

Надежда Вербина
Развитие творческого воображения в речевой деятельности младших дошкольников

Современная педагогика ставит своей целью воспитание ребёнка- дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей.

Ребёнок рождается не творцом. Его способность сочинять. Придумывать основывается на воображении, т. е. «создании новых образов на материале прошлых восприятий» (Б. М. Теплов)

Модель воображения.

ОБЪЕКТ --- ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИЗНАКА ИЛИ ЕГО ЗНАЧЕНИЯ---НОВЫЙ ОБЪЕКТ

Публикация «Развитие творческого воображения в речевой деятельности младших дошкольников» размещена в разделах

По мнению психологов (Л. С. Выготский, О. Дьяченко,В. Кудрявцев и др.) творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и мышления. Без союза воображения и мышления невозможна ни одна творческая деятельность. Д. Родари считал, что «прежде чем научить ребёнка думать, надо научить ребёнка придумывать».

Основные характеристики воображения (по О. Дьяченко);

1. Произвольность (активность).Благодаря этой характеристике творческая деятельность доводится до конца.

2. Воображение бывает воосоздающее (представление образа по описанию) и творческое (создаются новые образы, требующие отбора в соответствии с замыслом).

3. Уровни творческого воображения :

- представление того, что было в опыте.

- представление того, что не было в опыте, но есть об этом информация.

- представление того, чего не было в опыте и информации об этом очень мало.

4. Вариативность и подробности воображаемого объекта.

5. Оригинальность

6. Толерантность, т. е принятие творческого продукта созданного другим.

Воображение, как известно, является возрастным психологическим новообразование в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст- это ещё и сенситивный период для развития речи. Поэтому именно в дошкольном возрасте так важно развивать творческие способности в речевой деятельности.

Известен феномен, когда развитие какой-либо одной творческой способности положительно сказывается на овладении другой. Примерами является творчество А. С. Грибоедов (композито,дипломат,А. С. Пушкин (рисовал, М. Ю. Лермонтов,В. Шекспир (актер) и другие.

Это позволяет предположить, что развитие творческих способностей в речевой деятельности повлечёт творческие проявления и в других видах деятельности. Я убедилась на практике,что союзником педагога в этой работе должна быть игра и сказка- неизменные спутники детства. По мнению Кравцовой, ребёнок должен «наиграться, нафантазироваться в раннем детстве, чтобы потом легко, без проблем обучаться в школе».

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка. Сказка – это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому,созидательному преобразованию.

Я убедилась, что со сказками можно играть, экспериментировать, сохраняя при этом ощущение красоты родной речи.

Посещая семинар по ТРИЗ, изучив литературу:

1. С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук,Н. Н. Хоменко «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников».

2. Д. Родари «Почему? Отчего? Зачем?»

3. О. А. Белобрынина «Речь и общение»

Я выделила два направления в работе:

1. ОБУЧЕНИЕ ТИПОВЫМ ПРИЕМАМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ.

Исследования Н. Я. Михайленко и др. психологов показали, что, овладев способами деятельности, ребёнок чувствует себя свободнее и независимее в своих творческих проявлениях.

Передо мной стояли задачи:

-Познакомить с ТПФ: УВЕЛИЧЕНИЯ-УМЕНЬШЕНИЯ,ОЖИВЛЕНИЯ- ОКАМЕНЕНИЯ, ДРОБЛЕНИЯ-ОБЪЕДИНЕНИЯ, с «ЗЕРКАЛОМ ВРЕМЕНИ», «ВОЛШЕБНИКОМ НАОБОРОТ» и упражнять в преобразовании объектов по признакам увеличения-уменьшения, оживления- окаменения, дробления- объединения, противопоставления.

-Закрепить способы работы ТПФ с помощью художественной литературы.

2. ОБУЧЕНИЕ СОЗДАНИЮ СВЯЗНЫХ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Здесь я наметила решение таких задач:

-Учить отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения

-Учить заканчивать текст недочитанной сказки, 3-5 предложениями повторять текст

сказки

-Учить изображать героев с помощью движений, мимики, интонации, побуждать

придумывать монологи изображаемых героев

-Учить понимать схематическое изображение героев сказки и их действий, побуждать

рассказывать сказку по схемам, составленным воспитателем вместе с детьми.

За основу я взяла три сказки, рекомендованной программой О. Ушаковой по развитию речи : «Репка», «Теремок», «Колобок».

Использовались разные формы организации детей:

ЗАНЯТИЯ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С каждой сказкой работали по такому алгоритму:

1 ЭТАП знакомство со сказкой, выкладывание сюжета из кубиков, картинок, рассказывание с элементами драматизации

2ЭТАП рассказывание сказки с использованием предметов-заместителей, игры –сочинялки

3 ЭТАП сочинение новых сюжетов с использованием ТПФ. Продуктивная деятельность.

Я использовала не только ТПФ, но и методы развития воображения. Описанные в книге С. В. Лелюх,Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко

1. КРУГИ ЛУЛЛИЯ. Цель: уточнить знания и развивать вариативность воображаемых образов.

Пример использования: Игра «Подарки» 1круг-герои сказки «Колобок», 2круг- продукты питания. Цель: закрепить названия и способ употребления. Придумать, как Колобок будет угощать зверей тем или иным продуктом.

2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Цель:формировать подвижность мышления, развивать комбинаторику.

Пример использования: «Волшебная дорожка»(«Репка») с 1м героем и 2мя-3мя горизонтальных показателями (изменение цвета, формы, величины) и фантазируем на основе изменённых признаков.

3. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ. Цель:учить наделять предмет не типичными признаками.

Может ли быть «колобок мохнатым»?

Может ли быть «ушастая репка»?

4. ЭМПАТИЯ. Цель: учить себя уподоблять с кем –либо, или чем-либо,учить сопереживать объекту в этом состоянии.

Предложить детям показать, как обрадовался дед (внучка,бабка и т. д, когда вытащили репку; как огорчились звери, когда медведь разрушил теремок.

Всё придуманное стараемся отразить в продуктивной деятельности :

Лепили великана колобка и колобка-кроху.

Собирали из частей целую картинку с изображением героя сказки.

Лепили из частей-«колбасок»- теремок

Выполняли коллективную аппликацию «Паровозик времени»

Интересные игры для работы с детьми я брала из пособия Филькенштейна.

Игра «Сочинялки»(на примере «Репка»)

Знакомство:

Для игры понадобятся семь кубиков с изображениями героев сказки.

Выясним, из каких сказок пришли кубики-герои

-Что это?

-Репка.

-Кто это?

-Дедка и т. д.

Рассказываем сказку, делая небольшие паузы и задавая детям вопросы, чтобы они могли присоединиться к рассказу. (Что посадил Дед? Репку. Кого позвал Дед? Бабку). Рассказывая, выкладываем сказку, соединяя кубики.

Продолжаем игру с детьми, заменив кубики с изображением героя (мышки) предметом заместителем: кусочком меха или пустым кубиком из набора.

«Винегрет из сказок»-появление героев из других сказок.

-составляем кубики по сюжету сказки, а один из кубиков поворачиваем другой гранью. Например: в сказке про Репку появилась Баба –Яга….Как будет она взаимодействовать с остальными героями сказки. Как изменится сказочный сюжет.

-появление в сказке нового предмета (используем предметный кубик) - например: в сказке Репка появляется пожарная машина.

Нравится детям игра «Изменим рост» (приём Увеличения или Уменьшения).

В «Сочинялке» описаны такие игры как:

«Снежный ком, что потом»

«А если бы не…»

«Приглашаем на День рождения».

Создавая предметно- развивающую среду в группе, мы учитывали особенности детей: возраст, уровень развития детей, интересы, половой состав, личностные особенности. В группе оборудован речевой центр с книжным уголком, пособиями и играми по развитию речи и воображению. Игры и пособия многофункциональны, комбинаторны и вариативны. Так блоки Дьениша используются не только для закрепления математических представлений, но и как заместители при обыгрывании сказочных сюжетов: например квадрат –бабка, треугольник –дед, прямоугольник- Жучка и т. д.

Чтобы содержание образования опережало развитие примерно на 15% материала в группе предназначено для детей более старшего.

В книжном уголке есть книжки-малышки выпущенные издательством «Почемучки-ПРСС». Это работы наших выпускников. Малыши с удовольствием рассматривают их и просят почитать. У них даже есть любимые «авторы».

Маша Скачкова, сейчас ученица 2го класса, сделала для наших ребят схему-памятку о бережном отношении к книгам.

Такую преемственную связь считаю очень важной, т. к. дети с большим удовольствием и гораздо легче воспринимают информацию, идущую от другого ребёнка.

Не все родители наших воспитанников понимают важность творческого развития ребёнка. Чаще они стараются загрузить его память и учить по показу, по образцу.

Мы даем информацию на собраниях, консультациях о значении развития творческих способностей, знакомим с приёмами творческой педагогики, т. к. понимаем, что без взаимодействия с семьёй невозможно добиться положительных результатов в развитии детей.

Стараюсь начать общение с родителями с трансляции им положительного образа ребёнка. В результате появляется основа для доверительно-делового контакта с ними, при котором подчёркиваю положительные черты личности ребенка, появившиеся в ходе игры, коллективной деятельности, рассказываю о его достижениях, интересных идеях. Одной из эффективных форм сотрудничества считаю- творческие домашние задания, которые выполняются чаще всего всей семьёй. Соавторство приветствуется. Так, например: дети с родителями сочиняли и записывали загадки, коротенькие сказки. Рисование иллюстраций к сказкам является подготовкой к изотворчеству. Минуты сотворчества, по словам родителей, сближают, и приносят удовлетворение.

Планирую продолжать начатую работу.

Надеюсь, что результатом нашей работы будет то, что наши воспитанники вырастут творческими, самостоятельными личностями, будут бережно относиться к родному языку, понимать его красоту и гордится его богатством.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 6 Цели: -продолжать знакомить детей с игрой «Хорошо-плохо»; -способствовать.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Развитие воображения у дошкольниковРазвитие воображения у дошкольников «Все мы родом из детства» А. Сент-Экзюпери Современных родителей, как правило, интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения в речевой деятельности младших дошкольников
Опубликовано: 13 ноября 2020 в 15:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД